logo search
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

Россия и институты международного экономического сотрудничества

Развитие и расширение внешнеэкономических связей обуславливает необходимость участия России в деятельности международных экономических организациях.

Одной из первых международных финансовых организаций, членом которой стала Россия, был МВФ. До недавнего времени сотрудничество России с МВФ осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определяющих параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по проведению определенных макроэкономических мероприятий. В течение последнего десятилетия ХХ века Россия неоднократно использовала ресурсы МВФ для решения социальных и экономических проблем, общая сумма которых составила более 40 млрд. дол.

Кредитное сотрудничество было прервано по инициативе МВФ в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования Россией предоставляемых ей средств. С 2000 г. Россия взяла курс на досрочное погашение кредитов МВФ и в январе 2005 г. полностью выплатила всю свою задолженность.

В настоящее время Россия вышла на новый этап взаимодействия с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической политики и ее реализация без привлечения кредитов МВФ. Ежегодно проводятся консультации МВФ с российскими государственными органами с целью комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего обзора.

Россия принимает участие в планировании финансовых операций МВФ для развивающихся стран.

Одновременно она стала и членом Всемирного банка. За время сотрудничества с Всемирным банком Россия получила 56 кредитов для структурной перестройки экономики на общую сумму 10,1 млрд. дол. Из них завершено проектов на сумму 8,2 млрд. дол. Основная часть кредитов приходилась на энергетику и инфраструктуру.

В 1997 г. Россия стала членом Парижского клуба кредиторов, в который она вступила в надежде смягчить условия погашения унаследованных долгов СССР. В 2005 г. Россия досрочно погасила весь суверенный долг перед Парижским клубом. Несколько ранее, в 2001 г., Россия урегулировала свою задолженность перед Лондонским клубом коммерческих банков.

Россия является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 2007 г. доля России в годовом кредитном портфеле ЕБРР составляла 41,4 %. Всего ЕБРР инвестировал в Россию 7 млрд. евро, причем на долю частных российских компаний приходится 85 % суммы кредитов. При этом банк расширяет свою деятельность в российских регионах, на которые приходится 90 % кредитного портфеля банка в России.

Россия участвует в работе Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР). На нашу страну приходится около 19 % кредитного портфеля банка.

Расширяются контакты с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Федеральный закон о ратификации рамочного соглашения с ЕИБ предоставил возможность снятия Евросоюзом ограничений по операциям ЕИБ в России.

Россия является членом Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), которая призвана стимулировать поток инвестиций между странами-членами и, особенно в развивающиеся страны, дополняя тем самым деятельность МБРР.

Наша страна является полноправным членом Международной группы финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ), учрежденной в 1989 г. по инициативе «семерки» ведущих промышленно развитых стран и председателя Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В мировой экономической системе действует множество многосторонних соглашений (конвенций, хартий) и организаций, которые регулируют взаимодействие стран в разных сферах экономики. В, частности, Россия принимает участие в деятельности таких организаций, как:

- Международная торговая палата (МТП);

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО):

- Международная федерация экспедиторских организаций (ФИАТА);

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

- Всемирная туристическая организация (ВТО);

- Международная организация труда (МОТ):

- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и другие.

Эти и другие организации призваны разрабатывать унифицированные правила и стандарты межгосударственных взаимодействий в конкретных секторах экономики. Международные организации следят за исполнением странами-участницами принятых обязательств, оказывают консультативную, а в некоторых случаях и финансовую помощь для достижения странами принятых стандартов.

Однако участие в этих институтах не оказывает прямого влияния на условия торговли и инвестирования. В этом отношении для России особое значение имеет присоединение к действующим международным соглашениям, которые оказывают прямое воздействие на трансграничное движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. К глобальным организациям такого типа относится Всемирная торговая организация (ВТО).

Центральное место во внешнеэкономической политике России занимает вступление во Всемирную торговую организацию. Членство в ВТО существенно облегчает доступ на мировые рынки товаров и услуг, переводит торгово-экономические отношения с другими странами – членами организации на стабильную правовую основу, позволяет использовать международные механизма разрешения торговых конфликтов.

Членство в ВТО расширяет возможности экспорта, поскольку члены этой организации взаимно устанавливают более низкий уровень импортных пошлин и не применяют в отношении друг друга количественных ограничений в торговле. В свою очередь это повышает привлекательность стран-членов для иностранных инвестиций.

Причины стремления России в ВТО связаны с попытками сокращения ее присутствия на рынках материалов и полуфабрикатов. Членство создает также благоприятные тарифные предпосылки для расширения экспортной базы России в отношении стран-членов ВТО за счет обрабатывающей промышленности.

Вместе с тем участие в ВТО ограничивает возможности тарифной и нетарифной защиты национальных производителей. Определенные сложности для России создает требование некоторых членов ВТО ограничить объемы государственной поддержки сельского хозяйства.

Условия, на которых Россия вошла в ВТО, весьма существенны для последующей трансформации структуры ее экономики. Эти условия, безусловно, окажут значительное влияние на экономику российских регионов и их международную деятельность.

В этой связи задача заключается в эффективном использовании переходного периода для структурной адаптации экономики. Когда российские экспортеры получат условия ВТО, а национальный рынок сохранит достаточно высокий уровень таможенной защиты.

Параллельно с переговорами о вступлении в ВТО Россия ведет переговоры о членстве в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом имеются необходимые предпосылки для того, чтобы перевести уровень взаимоотношений России и ОЭСР на новое качество. В настоящее время проводится большая работа по приведению российского законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО и ОЭСР.

Основные категории и понятия

Структура российского экспорта, структура российского импорта, страны дальнего зарубежья, межправительственные соглашения, структура иностранных инвестиций.

Контрольные вопросы

  1. Какова специализация России в мировой торговле?

  2. Каковы последствия эмиграции и иммиграции для России?

  3. С какими проблемами сталкивается Россия на мировом рынке капитала?

  4. В деятельности, каких международных экономических организаций принимает участие Россия?

  5. Назовите интеграционные группировки стран, участником которых является Россия.