logo search
tnk_(orekhova)

3.3. Теории и модели тнк

Являясь общей теоретической базой, объясняющей ПЗИ, теория рыночных имперфекций не позволяет ответить на ряд вопросов, связанных с практическими аспектами деятельности ТНК. В частности, не. находят отражения проблемы выбора между прямым зарубежным инвестированием и другими формами международной деятельности, в частности лицензированием и франчайзингом, также позволяющими фирме развить свои конкурентные преимущества.

В связи с этим. как отмечает А. Калвит, в 70-х годах исследовательский интерес в области ПЗИ сместился в сторону формирования и развития общей теории ТНК. принимающей во внимание внутреннюю организацию фирмы \19\. Именно внутрифирменные аспекты зарубежного инвестирования легли в основу наиболее авторитетной на сегодняшний день теории ТНК - теории интернализации.

Эта теория объясняет факт осуществления ТНК инвестиционной деятельности (создание полностью контролируемых филиалов и дочерних предприятий за рубежом) возможностью организации собственного интернального рынка, соединяющего снабжение, производство и сбыт. Элиминируя при этом воздействие внешних рынков, фирма получает возможность избежать дополнительных трансакционных расходов. Весьма эффективной интернализация промежуточных рынков может быть в случае высокотехнологичного и наукоемкого производственного процесса, позволяя фирме сохранять контроль над собственным "ноу-хау".

Концепция интернализации, предложенная и популяризированная П. Бакли и М. Кэссоном и значительно дополненная позднее А. Ругманом \20, 21\, в целом отражает подходы, лежащие в основе рассмотренных выше горизонтальной и вертикальной интеграции.

Одно из ключевых различий между интеграцией и интернализацией по мнению Р. Гросса и Д. Куджавы, заключается в том, что интернализация дополнительно охватывает трансакции, находящиеся вне сферы вертикальной или горизонтальной интеграции, как например, приобретение капитала, рабочей силы и технологий \22\.

Таким образом, теория интернализации дает объяснение экономическому механизму ТНК, а также определяет основные критерии выбора конкретных форм зарубежной деятельности.

В то же время, фокусируя основное внимание на мотивацию процесса принятия решения внутри ТНК, эта теория не в полной мере учитывает аспекты, связанные с особенностями воздействия экстернальных факторов зарубежных стран (в частности правительственной политики в отношении иностранных инвестиций) на соотношение между результативностью интернализационных процедур и затратами на их осуществление.

В значительной степени проблема формирования многофакторного подхода к исследованию инвестиционного поведения ТНК была решена усилиями видного английского экономиста Лж. Даннинга. Согласно разработанной им эклектической теории международного производства, осуществление ПЗИ должно осуществляться на основе учета трех групп факторов:

а) преимущества владения (ownership advantages; О): конкурентные преимущества фирмы, в т. ч. технологический уровень, управленческие навыки, маркетинговый опыт, имидж, экономия на масштабах и т. д.;

б) преимущества дислокации (location advantages; L) включают производственные расходы в зарубежной стране, тарифы, налоги, транспортные расходы, политический риск, развитость инфраструктуры и т. д.;

в) преимущества интернализации (internalization advantages; 1), связанные с возможностью получения более высоких результатов посредством самостоятельной деятельности в зарубежной стране в сравнении с использованием местных дистрибьютеров, лицензиатов и т. д.

Применение предложенной Дж. Даннингом модели OLI позволяет значительно повысить эффективность международного менеджмента. Одновременный учет комплекса общесредовых факторов конкретных стран и фирменных конкурентных преимуществ обеспечивает возможность нахождения адекватного уровня интернационализации своей деятельности на зарубежном рынке (рис. 3-1).

Эклектическая теория в целом предполагает наличие положительной корреляции между конкурентоспособностью фирмы и степенью ее интернационализации, а также связывает международный успех ТНК не только с наличием конкурентных преимуществ, но и с потенциалом их глобальной мобилизации в рамках создаваемых внутрифирменных рынков.