logo search
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

4. Россия и Содружество независимых государств

В настоящее время пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5 % ВМП. По хозяйственному потенциалу это третье после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Что же касается неэкономической роли СНГ, то она сопоставима с указанными группировками. На страны Содружества приходится: 21 % всех лесонасаждений, 11 % запасов пресной воды, 30 % природного газа и нефти и т.д. Подобная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для сотрудничества и развития.

Сотрудничество России с СНГ осуществляется в многосторонних и двусторонних форматах. Что касается многостороннего сотрудничества, то на пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с конкретными общими целями и проблемами:

  1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создана в октябре 2002 г. В нее входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Задача ОДКБ – координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

  2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое основано в 2000 г в составе: – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Приоритетные направления деятельности – наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов.

  3. Шанхайская организация Сотрудничества (ШОС), в составе Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, КНР.

  4. Союзное государство России и Белоруссии.

  5. Таможенный союз, договор о создании которого, был подписан в 2009 г. президентами России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах этих стран.

Однако огромная разница экономических потенциалов России и других стран СНГ обуславливает объективное различие в интересах сторон в ходе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества.

Для России как доминирующей державы в регионе генеральными являются долгосрочные геоэкономические задачи, для достижения которых требуется последовательность действий по реинтеграции хозяйственного пространства Содружества.

Партнеры же по СНГ в основном заинтересованы, прежде всего, в максимизации текущих выгод от сотрудничества, связанных с получением различного рода субсидий и преференциальным доступом на емкий российский рынок.

Уровень сотрудничества России со странами СНГ во многом определяется структурой товарообмена. Многие из рассматриваемых стран нуждаются в топливе и сырье из России, но испытывают дефицит товаров, которые востребованы на российском рынке.

Все страны СНГ в той или иной мере проводят политику импортозамещения, которая осуществляется преимущественно на основе традиционных технологий. Производя малоконкурентную на внешних ранках продукцию, страны мало, что могут предложить для наращивания экспорта на рынки друг друга.

Фактором, сдерживающим развитие взаимных связей, является также изменения в структурах национальной промышленности, в которой сократилась доля производств с высокой степенью переработки.

Торговые связи со странами СНГ затрудняют большие транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, необорудованными пограничными пунктами пропуска, необходимостью транзита в большом числе взаимных сообщений.

Под влиянием всех этих факторов внешнеторговые связи России со странами Содружества развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья, и в первую очередь со странами ЕС.

Для России страны СНГ – это основной рынок сбыта машиностроительной продукция, доля которой в российском экспорте возрастает. Увеличивается в экспорте и доля таких статей, как металлы, продукция лесной и целлюлозно-бумажной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Доля минеральных продуктов в российском экспорте в данные страны практически остается на одном и том же уровне.

Доля же стран СНГ в импорте России постоянно снижается и, прежде всего, машин и оборудования. При этом на Россию приходится около половины машиностроительного экспорта стран Содружества.

В целом же сокращение доли стран СНГ во внешней торговле России отражает то, что она постепенно приходит в соответствие с их экономическим потенциалом. Тем не менее, она остается относительно высокой, особенно в сопоставлении с долей этих стран в ВМП и мировой торговле.

Важным преимуществом отношений России и стран СНГ является безвизовый режим трансграничного движения населения (за исключением Грузии и Туркменистана). Благодаря этому в их сотрудничестве значительно большее место, чем с другими станами, занимаются социальные связи, в которых центральную роль играют трудовые миграции.

По некоторым оценкам, в России численность занятых мигрантов, в основном из стран СНГ колеблется от 10 до 12 млн. человек в пик сезонного привлечения рабочей силы. «Теневой» заработок иностранных рабочих достигает 8 млрд. долл., из которых не менее половины вывозится из России. Страны СНГ закрывают преобладающую часть потребностей РФ в импорте рабочей силы низкой и средней квалификации.

В последние годы заметно активизировалось инвестиционное взаимодействие России со странами СНГ. Наблюдается очевидный рост доли российских инвестиций, которые направляются преимущественно в топливно-сырьевые отрасли (ТЭК, металлургия, электроэнергетика), в пищевую промышленность, банковский сектор, в сферы телекоммуникаций, торговли и недвижимости. Значительную часть в этих инвестициях занимает приобретение пакетов акций и недвижимости.

Выросли инвестиции в Россию и из стран СНГ. Они направляются в основном в сферы услуг и недвижимости и в некоторые отрасли промышленности, прежде всего, в металлургию и пищевую промышленность.

В целом взаимные потоки капиталов нацелены на укрепление позиций на внутренних рынках стран-импортеров капитала, получения доходов от розничных продаж, обеспечения поставок топлива и сырья, увеличения капитализации национальных компаний.

Для принимающих стран они важны для создания или сохранения рабочих мест, обеспечения действующего производства топливом и сырьем, сохранения сложившихся кооперационных связей. Эти инвестиции важны для восстановительного роста в странах, но пока играют ограниченную роль в начавшейся модернизации экономики в странах СНГ.

Таким образом, несмотря на развитие сотрудничества, внешнеэкономические связи России со странами СНГ сталкиваются с большими ограничениями социально-экономического, институционального, структурного и геополитического характера.