logo search
tnk_(orekhova)

3. 2. Теории прямых зарубежных инвестиций

Выше отмечалось, что до 20-х годов текущего столетия в международном бизнесе преобладали портфельные инвестиции, ориентированные главным образом на получение финансовых дивидендов от участия в деятельности за рубежом. В отличие от портфельных инвестиций, часто не связанных с предпринимательской деятельностью инвестора, прямое зарубежное инвестирование сопровождается получением контроля.

Значимость этого момента, а также многогранность самого феномена ПЗИ и рост его масштабов обусловили с одно» стороны, нерелевантность многих постулатов теорий международной торговли, а с другой стороны, предопределили интенсификацию усилий исследователей различных аспектов бизнеса (экономики, финансов, менеджмента) по созданию теоретических концепций, которые непосредственно связаны с ПЗИ, и позднее и с ТНК.

Первой теорией ПЗИ считается теория движения капитала (theory of capital movements). Эта теория базируется на представлениях чистой конкуренции (perfect competition), предполагающих:

а) производство однородных продуктов большим числом фирм;

б) отсутствие барьеров входа и выхода из бизнеса;

в) свободный доступ к рыночной информации;

г) абсолютную мобильность всех факторов производства.

Согласно теории движения капитала ПЗИ могут быть объяснены с точки зрения дифференциации прибыли или процентных ставок в различных государствах. Другими словами, данная теория утверждает, что фирма пересекает национальные границы с целью получения большей прибыли в зарубежной стране в сравнении с ожидаемой от деятельности на внутреннем рынке. Очевидно, что данный подход предопределяет рассмотрение ПЗИ как одной из форм международного движения капитала, сопровождающейся приобретением контроля, а также трансфертом технологического и управленческого опыта.

В 1960 году С. Хаймер и несколько позднее Ч. Киндлебергер доказали неадекватность предположения о чистой конкуренции проблемам анализа ПЗИ \15, 16\. Они показали, что для существования ПЗИ фирма должна обладать определенными преимуществами перед местными фирмами. Другими словами, должны существовать некоторые имперфекции рынка (market imperfections). Как заключает Ч. Киндлебергер * в мире чистой конкуренции за продукты и факторы производства, прямые инвестиции не могут существовать" \16\.

И на сегодняшний день концептуальный подход С. Хаймера и Ч. Киндлебергера к исследованию детерминант ПЗИ является актуальным. Представление о существовании рыночных имперфекции остается одной из главных интегрирующих частей теорий ПЗИ и ТНК. Таким образом, теория рыночных имперфекции (market imperfections theory) определила новый этап (в развитии научной мысли относительно ПЗИ. Согласно этой теории, решения ТНК осуществлять ПЗИ диктуются, главным образом, желанием использовать преимущества, которые недоступны национальным фирмам, функционирующим на местном рынке и могут включать более высокий технологический, маркетинговый уровень, высокоэффективное управление, значительный инновационный потенциал, развитость финансовой системы и др.

Важно, чтобы эти преимущества фирмы обладали свойством международной мобильности и были выше, чем затраты, объективно необходимые для обеспечения осведомленности и адаптации к новым экономическим, политико-правовым и социально-культурным фактором среды международного бизнеса в зарубежной стране, включая расходы, связанные с международным управлением и страхованием финансовых и политических рисков.

Рассматриваемые преимущества носят название "фирменных специфических преимуществ" или "специфических преимуществ владения" (firm-specific advantages or ownership specific advantages) и состоят из материальных и нематериальных активов (tangible and intangible assets).

Американские исследователи П. Ашегьян и В. Ебрахими в качестве примеров материальных активов называют наличие специфических рынков или сырьевых материалов, недоступных для других фирм, а также размер фирмы, который может вести к экономии на масштабах производства и соответственно, усилению конкурентных позиций \17\. Нематериальные активы включают торговые марки, патенты, управленческий, маркетинговый опыт и т. д.

Теория рыночных имперфекции весьма важна в объяснении процессов горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, производящих схожие или однородные продукты с целью их последующей реализации через общую систему распределения и получения при этом дополнительной прибыли. В международном бизнесе горизонтальная интеграция сопровождается производством за рубежом товаров, аналогичных производимым в стране базирования. Chrisler, General Motors, Volkswagen, Toyota, Honda - примеры ТНК, активно использующих горизонтальную интеграцию в своей международной деятельности.

Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм, функционирующих в разных производственных циклах. Как правило, компания, занимающаяся главным, ключевым производством посредством вертикальной интеграции контролирует фирму, ведущую дополняющее производство.

Японский профессор Т. Коно выделяет 3 формы вертикальной, интеграции:

- интеграция "вниз" (к примеру присоединение завода, производящего полуфабрикаты или сырье к компании ведущей основное производство);

- производственная интеграция "вверх" (в частности, приобретение сталеплавильной компанией завода производящего металлоконструкции);

внепроизводственная интеграция "вверх", включающая распределение \18\.

Основным движущим фактором вертикальной интеграции служит желание фирм увеличить свои специфические преимущества. Наглядным примером могут служить такие компании, как Exxon, Mobil и Техасе, доминирующие в нефтяной промышленности. Эти ТНК активно участвуют в вертикальных интеграционных процессах, приобретая контроль над добычей, транспортированием, переработкой и реализацией нефти. Такая политика позволяет им сохранять источники спроса и предложения, значительно стабилизируя результаты своей деятельности, особенно в период экономических спадов.