logo search
MPI_otvety

Континентальные институты Африки.

Самым молодым континентальным институтом является Организация Африканского Единства (АОЕ). Факт этот объясняется тем, что абсолютное большинство стран Африки начало обретать независимость только в ХХ веке, особенно в 60–70-е годы. Организация африканского Единства была призвана объединить усилия народов, веками находившихся в условиях колониальной зависимости и по этой причине серьезно отставших в своем развитии. Как и в Латинской Америке, в Африке были сильны идеи объединения народов континента в едином государстве, идеи панафриканизма. Организация Африканского Единства была учреждена 25 мая 1963 г. в Аддис-Абебе 32 молодыми африканскими государствами. В настоящее время в ОАЕ входят 54 государства.

Африка – богатейший природными ресурсами континент, а жизненный уровень ее народов один из самых низких в мире. Природные богатства Африки по-прежнему контролируются иностранными монополиями и вывозятся за ее пределы. Собственные возможности народов Африки для оптимального использования этих богатств пока еще ограничены. Значительные средства тратятся на военные цели: содержание армий и приобретение оружия. Естественно поэтому, что ОАЕ принимает активное, заинтересованное участие в борьбе за разоружение как во всем мире, так и на африканском континенте. Немалое число заседаний ассамблей ОАЕ посвящается этим вопросам.

Поскольку объединение стран континента произошло в период усилившейся национально-освободительной борьбы народов, ОАЕ создавалась как организация антиколониальная, антирасистская и антиимпериалистическая, имеющая своей целью содействие, прежде всего, достижению национальной независимости. Деятельность ОАЕ определяется ее Уставом и Африканской хартией прав человека и народов. Цели ОАЕ изложены в Статье 2 Устава. Ими являются:

a) продвижение единства и солидарности африканских государств;

в) координация усилий во имя достижения лучшей жизни для народов Африки;

с) защита суверенитета, территориальной целостности и независимости;

d) уничтожение всех форм колониализма в Африке;

e) улучшение сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

В рамках осуществления ее целей государства-члены ОАЕ согласовывают свою общую политику в областях политической, дипломатической, экономической (включая транспорт и связь), образовательной, культурной, научно-технической и оборонной.

Во взаимоотношениях между собой государства-члены Организации Африканского Единства руководствуются принципами суверенного равенства всех государств, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и территориальной целостности каждого государства, мирного урегулирования споров – путем переговоров, примирения или арбитража. Они осуждают все формы политических убийств, а также подрывных действий на территориях соседних или любых других государств, обязуются посвятить себя полной эмансипации Африки и придерживаться политики неприсоединения к блокам.

Членами ОАЕ могут стать любые независимые государства Африки и близлежащих островов. Все они имеют равные права и одинаковые обязанности, должны строго соблюдать перечисленные выше принципы взаимоотношений.

Основными руководящими органами ОАЕ являются: 

Ассамблея глав государств и  правительств – высший орган Организации. На ней обсуждаются и согласовываются общие для Африки вопросы, подводятся итоги реализации ранее принятых решений. Ассамблея определяет структуру, функции и действия всех органов и любых специализированных агентств, которые могут быть созданы в соответствии с Уставом ОАЕ. Согласно ст. 1Х Устава ОАЕ, Ассамблея должна собираться не реже одного раза в год. По просьбе любого государства-члена ОАЕ, поддержанной большинством государств в две трети от их общего числа, могут созываться и чрезвычайные сессии Ассамблеи глав государств и правительств. На Ассамблеях каждое государство имеет один голос, и все решения принимаются большинством в две трети голосов, за исключением процедурных вопросов, решаемых простым большинством голосов. Ассамблея вправе начинать сессии при наличии не менее двух третей глав государств и правительств.

Совет Министров – главный исполнительный орган ОАЕ, ответственный перед Ассамблеей глав государств и правительств. Он состоит из министров иностранных дел или других министров по усмотрению правительств государств-членов ОАЕ. Совет Министров должен собираться не реже двух раз в год (в феврале и в июне). По требованию любого государства-члена, одобренному большинством в две трети всех государств, должны проводиться и экстраординарные встречи. Февральские сессии, как правило, посвящаются административным и финансовым вопросам, бюджету программ Организации и другим вопросам, переданным Совету Министров Ассамблеей глав государств и правительств. Здесь координируется сотрудничество между африканскими странами в соответствии с решениями глав государств и правительств. Июньские сессии посвящаются подготовке следующей Ассамблеи. Все решения принимаются Советом Министров при большинстве голосов и наличии кворума в две трети от общего числа государств-членов ОАЕ.

Генеральный секретариат во главе с назначаемым Ассамблеей глав государств и правительств на четыре года Генеральным секретарем призван наладить связь между руководящими органами ОАЕ и непосредственно организовать реализацию принимаемых решений. Генеральный секретарь имеет пять заместителей, избираемых Ассамблеей на срок в 4 года с правом переизбрания. Около 600 сотрудников разных профессий из более чем 40 стран Африки работают в штаб-квартире ОАЕ в Аддис-Абебе, а также в 10 миссиях ОАЕ (Женеве, Нью-Йорке, Брюсселе, Конакри, Каире, Лагосе, Найроби, Ниамее, Йаоунде и Банжуле). При исполнении своих обязанностей они не должны искать или получать указаний от любого правительства, а строго руководствоваться Уставом ОАЕ и правилами процедур соответствующих органов.

Поскольку все государства-члены ОАЕ обязались улаживать все споры между собой мирными средствами, при Организации создана Комиссия посредничества, примирения и арбитража, состав и правила работы которой определяются отдельным Протоколом, одобренным Ассамблеей глав государств и правительств, и рассматриваемым в качестве части устава ОАЕ. Кроме нее в целях координации усилий стран Африки в различных областях жизни и реализации решений ОАЕ Ассамблея учреждает Экономическую и социальную комиссиюКомиссию по образованиюнауке, культуре и здоровьюКомиссию по обороне. Каждая из этих комиссий состоит из соответствующих министров или полномочных представителей, назначаемых правительствами. Рабочими языками ОАЕ, кроме африканских языков, являются английский, арабский, португальский и французский языки.

К сожалению, пока что результативность деятельности ОАЕ невысока. Многое в ее Уставе остается лишь пожеланиями. Социально-экономическое и политическое положение на континенте является одним из самых тревожных в мире. С 1970 г. по 2000 г. в Африке велось свыше 30 войн, подавляющее большинство из которых по своему характеру были внутригосударственными, гражданскими. Только в 1996 г. вооруженными конфликтами были затронуты 14 из 53 стран Африки, в результате чего появилось более 8 млн. беженцев и перемещенных лиц. Достаточно сказать, что 20 миротворческих операций Организации Объединенных Наций, или более трети всех операций, проведенных ООН, были развернуты в Африке, в том числе и такие трагические для организаторов операций и стран Африки, как операции в Сомали и Руанде.

Корни нестабильности на континенте не только не искореняются, но и разрастаются. Это, прежде всего, проблема произвольных границ колониальных владений, ставших ныне государственными границами. Почти все народы континента оказались разделенными. Хотя государства-члены ОАЕ приняли решение о признании границ, унаследованных африканскими государствами от колониальных властей, порожденные ими проблемы, и в первую очередь национально-этнические, сохраняются. Очень тяжелы последствия экономической отсталости стран континента, по-прежнему остающихся сырьевыми придатками бывших метрополий.

В первые годы после обретения африканскими странами независимости бывшие колонизаторы пытались поддерживать с ними дружественные отношения. Как отмечалось в докладе Генерального секретаря ООН о положении в Африке в 1997 г., по всей территории Африки «…соперничавшие между собой сверх державы во имя достижения своих более широких целей поддерживали и укрепляли недемократические и репрессивные режимы, однако после окончания “холодной войны” Африку вдруг бросили на произвол судьбы. Без экономической и политической поддержки извне немногие африканские режимы были в состоянии сохранить экономический “образ жизни”, к которому они успели привыкнуть, или навсегда сохранить в своих руках политическую власть, на что они уже стали рассчитывать». Начались межклановые и межплеменные войны, политика геноцида в отношении временно побежденных, как это имело место в Руанде в 1994 г., когда одна часть руандийцев (племена хуту) умерщвляли представителей ранее правившего племени тутси. Примерно за 100 дней фактического геноцида оказались убитыми 800 тыс. руандийцев из числа тутси и умеренных хуту.

Социально-политической нестабильности в Африке способствует и то, что политические партии здесь строятся в основном по региональному или этническому принципу. Происходит политизация фактора этнической принадлежности. А большинство африканских государств является поли этническими, и это делает неизбежным возникновение конфликтов с применением насилия. Часто соперничающие между собой общины исходят из того, что их безопасность и даже само их выживание можно обеспечить лишь путем взятия государственной власти в свои руки. Отсюда и многочисленные попытки государственных переворотов, после которых начинаются продолжительные и жестокие гражданские войны.

Сохраняются, в модифицированной форме, и экономические причины нестабильности положения на континенте. Экономика современной Африки осталась примерно на том же самом уровне, что и 40 лет назад, а численность населения резко возросла. По оценке ООН, так называемая «техническая помощь» странам Африки в 60–80-х годах оказалась не только не эффективной, но даже вредной для Африки. Первоначально она была задумана «…как средство уменьшения разрыва в техническом потенциале промышленно развитых и развивающихся стран путем ускорения процесса передачи знаний, навыков и опыта, а тем самым и развития национального потенциала. В некоторых случаях эта цель была достигнута, однако во многих других случаях оказание технической помощи имело диаметрально противоположный эффект: не раскрывало национальный потенциал, а, напротив, сдержало его развитие. Как отмечается, сегодня, более чем 40 лет спустя после начала осуществления программ технической помощи, 90 % из 12 млрд долл. США, ежегодно расходуемых на оказание технической помощи странам континента, по-прежнему тратятся на привлечение иностранных специалистов, несмотря на то, что сейчас в них имеются собственные национальные эксперты во многих областях». 

По оценке ООН, в середине 1990-х гг. внешняя задолженность стран Африки составляла в общей сложности 328,9 млрд долл. США. Только лишь обслуживание этого долга в полном объеме потребовало бы от африканских стран перечисления донорам и внешним коммерческим кредиторам более 60 % (86,3 млрд долл. США) получаемых ими экспортных поступлений в объеме 142,3 млрд долл. США. На деле африканские страны в целом перечисляют донорам и внешним коммерческим кредиторам около 17 % (25,4 млрд долл. США) совокупного объема своих экспортных поступлений, а 60,9 млрд долл. США ежегодно накапливаются в виде непогашенной задолженности. 

Многочисленные волны перемещений населения приводят к возникновению ситуаций, когда на один и тот же участок земли часто претендует несколько семей. Среди африканских общин, на землях которых добывается нефть, нередко возникают конфликты из-за того, что община не только не получает должной выгоды от эксплуатации этих ресурсов, но и происходит разрушение природной среды ее обитания. В третьих странах серьезными источниками конфликтов становится напряженность в отношениях между группами и слоями населения, придерживающихся противоположных взглядов на развитие общества и государства. 

Весьма острой для стран континента остается проблема беженцев. Согласно международным соглашениям, лица, стремящиеся избежать преследования или войны, заслуживают пристанища и помощи. Но при этом государства, на территорию которых прибывают беженцы, имеют право на обеспечение своей безопасности. А между тем, передвижение крупных групп беженцев, с которыми смешиваются боевики, создает опасность социальных и иных беспорядков в странах, куда они прибывают. Так, в районе Великих озер перемещение большого числа руандийских беженцев стало дестабилизирующим ситуацию фактором. Особенно наглядно это видно на примере Заира, куда вместе с беженцами из Руанды проникли тысячи боевиков, выступивших затем против правительства Заира. Отделить же беженцев из числа мирного населения от боевиков бывает очень трудно.

Организация Африканского Единства стремится найти решение всех этих проблем. Руководители африканских стран всегда считали, что сотрудничество между африканскими странами и интеграция их в экономической, социальной и культурной областях необходима для ускоренного преобразования континента. Эта идея, сформулированная в Уставе ОАЕ, конкретизировалась на встречах высшего уровня в 1973 и 1976 гг., и была развита в Декларации Монровии 1979 г.

Чрезвычайная сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран ОАЕ в Лагосе (1980 г.) приняла план действий по реализации этой цели. Данный план предусматривает продвижение экономического и социального развития всех стран ОАЕ путем интеграции их экономик, учреждение национальных, региональных и субрегиональных институтов, ведущих, в конечном счете, к созданию Африканского экономического сообщества.

В июне 1991 в г. Абуджа (Нигерия) главы государств и правительств стран ОАЕ подписали Договор об учреждении Африканского Экономического Сообщества (АЭС). В нем определен переходный период сроком в 34 года, состоящий из шести этапов нарастающего сотрудничества стран ОАЕ, а именно:

Первый этап продолжительностью в пять лет призван содействовать укреплению существующих региональных экономических сообществ (РЭС) и образованию новых. К моменту подписания договора Абуджа уже существовали Экономическое Сообщество Западно-африканских государств, Экономическое сообщество Центральноафриканских государств, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Южно-Африканское сообщество развития, Союз арабских стран Магриба. Кроме этих региональных экономических сообществ на континенте имелись Экономический и денежно-кредитный союз Западной Африки и Таможенный и экономический союз Центральной Африки.

Целями второго этапа (восемь лет) являются стабилизация в каждом региональном сообществе тарифов, таможенных и иных налогов на уровне мая 1994 г., укрепление связей в областях торговли, сельского хозяйства, финансов, транспорта и связи, а также координация и гармонизация действий региональных сообществ.

На третьем этапе (десять лет) будут учреждены зоны свободной торговли и таможенного союза на уровне каждого регионального сообщества.

На четвертом этапе (два года) будут координированы и гармонизированы тарифные и другие барьеры между региональными сообществами с целью создания континентального таможенного союза.

Целью пятого этапа (четыре года) станет учреждение Африканского «общего рынка», а шестого, заключительного этапа (пять лет) – консолидация и укрепление структур Африканского Экономического Сообщества, включая свободное перемещение людей и товаров, а также создание единого внутреннего рынка, Панафриканского экономического и денежно-кредитного союза, Африканского центрального банка, единой африканской валюты, учреждение Панафриканского парламента.

Договор Абуджа исходит из того, что совокупный переходный период не должен превышать сорок лет от даты вступления его в силу, но путем принятия всеми странами одновременно многонациональных проектов и программ развития он может быть значительно сокращен.

Африканское Экономическое Сообщество будет иметь более широкую структуру руководящих органов, чем ОАЕ. Ими являются: Ассамблея глав государств и правительств, Совет министров, Панафриканский парламент, Экономическая и социальная комиссия, Суд юстиции, Генеральный секретариат и семь специализированных Технических комитетов (по сельской экономике и сельскохозяйственным вопросам; по денежно-кредитным и финансовым делам; по торговле, таможне и вопросам иммиграции; по промышленности, науке и технике, энергии, естественным ресурсам и природной среде; по транспорту, связи и туризму; по здоровью, трудовым и социальным делам; по образованию, культуре и человеческим ресурсам).

Экономическая и социальная комиссия АЭС провела в ноябре 1996 года в Абиджане свою первую сессию, на которой была принята программа работы по ускорению интеграционных процессов на континенте. Первая Ассамблея глав государств и правительств стран АЭС состоялась в Хараре (Зимбабве) 2 июня 1997 г.

Многие общественные деятели Африки, да и не только Африки, убеждены в том, что «в долгосрочном плане успех может быть достигнут только в том случае, если правительства африканских стран будут обладать политической волей к тому, чтобы не просто провозгласить разумную экономическую политику, но и настойчиво проводить ее до тех пор, пока не будет сформирована прочная экономическая база. Это произойдет только в том случае, если у общественности будет полное понимание требуемых мер и если эти меры будут пользоваться широкой политической поддержкой».

Организация Африканского Единства, по единодушному мнению ее членов, исчерпала себя. Главная цель ее создания – содействие завоеванию и закреплению национальной независимости африканских народов – уже выполнена. Формально зависимых территорий на континенте не осталось. Поэтому 9 июля 2002 г. в г. Дурбан (ЮАР) было объявлено о преобразовании Организации Африканского Единства в Африканский Союз с новыми, обусловленными условиями ХХI в., целями и задачами, а также соответствующей им структурой руководящих органов, близкой к структуре Европейского Союза. Как сказано в принятом здесь документе, Африканский Союз, объединяющий 53 независимых государств Африки, имеет главной своей целью продвижение мира, безопасности и солидарности на Африканском континенте.

Высшим руководящим органом АС является Ассамблея глав государств-членов. Она полномочна принимать решения по всем вопросам, касающимся жизни Союза, и созывается один раз в год. Решения принимаются большинством в две трети голосов. Здесь же формируются руководящие органы и назначаются судьи Суда ПравосудияИсполнительный Совет АС, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, отвечает за подготовку и проведение Ассамблеи. Он призван также решать вопросы экономического, социального, политического и иного сотрудничества между странами континента. Помогает Исполнительному Совету Комитет постоянных представителей, состоящий из полномочных послов. Учрежден также Панафриканский парламент, избираемый по пяти округам континента и призванный содействовать применению принципов гражданского общества в политической деятельности АС.

Другими органами АС являются Суд Юстиции, Экономический, социальный и культурный совет, Совет мира и безопасности, призванный регулировать все возможные споры на континенте, финансовые органы, а также многочисленныекомитеты и комиссии. Делать какие-либо выводы о деятельности Африканского Союза пока рано.

Африка как независимый континент существует и развивается менее пяти десятилетий. Этому предшествовал пятивековой колониальный гнет, последствия которого очень тяжелы. Потребуются многие десятилетия, чтобы смягчить их, открыть новые перспективы развития для континента. Континентальные институты Африки как раз занимаются поиском этих перспектив.