logo search
АТЛАС МК2

2.2 Предыстория возникновения конфликта

Если хорошо изучить саму историю Шри-Ланки, то можно четко отследить причины возникновения гражданской войны на данном острове. Источником религиозно-этнического конфликта выработались в годы британского подчинения, длившегося с 1796 по 1948 год (до 1802 года остров входил в состав Британской Индии, а после этого являлся отдельной английской колонией Цейлон). Собственно при англичанах Шри-Ланка стала одной из основных мировых импортеров чая. Для культивации огромных плантаций не хватало рабочих рук т.к. местное сингальское население не желало работать, что и привело к массовому ввозу рабочей силы - тамилов из южных индийских штатов. В результате тамильское население на острове увеличилось в несколько раз. При этом тамилы исповедовали индуизм в отличие от сингальского буддистского населения острова.

Остров никогда не выделялся политической стабильностью. В 1796, 1818 и 1848 годах здесь произошли крупные восстания. После обретения Цейлоном независимости в 1948г. ситуация осложняется еще больше. Если раньше стремления сингальской и тамильской политической элиты была борьба против англичан, то после получения независимости интересы религиозно-этнических группировок стремительно поляризуются. Это объясняется тем, что в 1956г. в ходе выборов к власти пришла оппозиционная Партия свободы Шри-Ланки, которая провела ряд радикальных реформ, в том числе и объявление сингальского языка официальным языком государства вместо английского языка. Это спровоцировало массу недовольств со стороны тамильского населения т.к. многие тамилы не могли работать в государственных учреждениях и занимать государственные должности. В дополнение, не смотря на то, что формально буддизм и не был провозглашен государственной религией, его приоритет был очевиден: правительство активно поддерживало только буддистские и сингальские культурные мероприятия. Кроме того, значительная часть тамильских рабочих, завезенных англичанами из Индии по трудовым контрактам, вообще лишалась права на гражданство и подлежала возвращению на родину.

Более того, следует отметить роль буддийских монахов в общественно политической жизни страны. Монахи активно отстаивали права сингалов и выступали ярыми националистами. Они одобряли буддийскую сингальскую общину следовать за лидерами, которые выступали за общество руководимое только сингалами. Например, в 1957г. когда руководство страны в лице Соломона Бандаранаике подписало документ о некоторых уступках тамилам, на что буддийские монахи в знак протеста вышли на улицы и не ушли до тех пор, пока документ не был отменен. Все это и спровоцировало население тамилов принять ответные решения. В связи с чем в 1972 г. началось формирование экстремистских группировок тамилов. Возникает Тамильский объединенный фронт, выступавший за идею автономии тамилов путем ненасильственных методов, с помощью демонстраций, забастовок. Однако вскоре была организована группа - «Новые Тигры Тамила», выступавшая за насильственные действия для достижения поставленных целей. Данная группа была основана Велупилаем Прахбхакараном. В 1975 году представители этой группировки убили мэра города Джафны (город на севере страны, столица тамилов) за то, что он отдал приказ открыть огонь по демонстрантам - тамилам. В 1976 году группа поменяла свое название на «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ).