logo search
АТЛАС МК2

7. Мотивации

В настоящее время Центральная Азия является одним из важных объектов мировой политики. Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне показали, что распад государств этого региона, перестающих контролировать свои границы, может отозваться серьезными последствиями в других концах мира. Кроме того, вовлеченность в дела Центральной Азии крупных держав современной мировой политики (Китая, России, США, стран ЕС, Индии, Пакистана) говорит о возможности изменения границ центральноазиатских государств в интересах внерегиональных игроков. [9]. Начнем с внешнего фактора. Геополитическая «центральность» Центральной Азии [10]. Основные акторы и их интересы в регионе:

Россия

– Продвижение идеи Евразийского союза в составе России, Беларуси, Казахстана и возможно Украины и Кыргызстана для реализации российских внешнеполитических интересов на пространстве Центральной Азии.

– Сохранение положения России в качестве монопольного посредника в поставках углеводородного топлива в Европейский союз.

– Стремление к регулированию миграционных потоков из Центральной Азии в Россию.

– Создание «пояса безопасности» вокруг России для обеспечения военно-политической лояльности государств региона в рамках блоков (ШОС, ОДКБ) и развития двусторонних соглашений.

– Борьба с наркотрафиком и религиозным экстремизмом в регионе.

– Получение эксклюзивного доступа к полезным ископаемым региона (цветные и драгоценные металлы, уран, нефть, газ).

Европейский союз (ЕС)

• Сохранение и наращивание поставок углеводородного и минерального сырья из Центральной Азии в ЕС.

• Создание проевропейски настроенной элиты в государствах региона.

• Сотрудничество по линии безопасности и прав человека в рамках ОБСЕ.

• Борьба с наркотрафиком из Центральной Азии.

Документ был разработан командой участников Летней школы РСМД «Ситуация в Центральной Азии: безопасность, экономика, человеческое развитие», которая состоялась в Екатеринбурге 20–27 августа 2012 года. [11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В третье тысячелетие Центральная Азия вступила в ситуации нарастающей неопределенности. Парадоксально, но после десяти лет независимого развития степень неопределенности относительно перспектив всех центральноазиатских стран не ниже, если не выше, чем на рубеже 80-90-х гг. XX в., когда все они начали конституироваться в качестве самостоятельных государств [12].

В первой половине 90-х гг. превалировало мнение, что генеральное направление движения центральноазиатских стран задано в рамках универсальной для постсоветского пространства системе координат, оси которой образованы переходом от командно-мобилизационной экономики к рынку и утверждением современной политической демократии. Быстро выяснилось, однако, что действительная система координат, в жестких рамках которых развивается постсоветская Центральная Азия, детерминирована такими процессами, как экономическая деградация, обвальное снижение уровня жизни, демонтаж социальной сферы и т. п. По уровню развития Кыргызстан и Таджикистан опустились в группу беднейших стран мира. За ними следует Узбекистан, и только Казахстан и Туркменистан, скорее всего, закрепятся в нижней части среднего эшелона мирового развития. В Кыргызстане и Таджикистане современная обрабатывающая промышленность практически прекратила свое существование. Растущая дистанцированность государств региона друг от друга по уровню развития, типу проводимой экономической политики, способности адаптироваться к императивам глобализации подчеркивает условность рассмотрения Центральной Азии в качестве некоей общности. Для интеграции в регионе отсутствуют объективные основания. Со второй половины 90-х гг. все пять стран демонстрируют положительные темпы роста. Однако в Кыргызстане восстановление положительной экономической динамики не придало экономике мощного импульса, а в Таджикистане установившиеся темпы роста недостаточны для того, чтобы выбраться из ямы спада в ближайшие десятилетия. В Узбекистане сокращение производства не было обвальным, как у соседей, а положительные темпы роста восстановлены уже к 1995 г. Однако все эти годы здесь с некоторыми модификациями воспроизводится советская экономическая система, которую в среднесрочной перспективе ожидает неминуемый крах.

В ближайшие годы, при условии сохранения в основных странах региона социально-политической стабильности, а также благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефти, Казахстан, по-видимому, еще больше оторвется от соседей по уровню развития. Произойдет это исключительно благодаря сравнительно богатым запасам нефти, что позволило привлечь в казахскую экономику иностранный капитал. В случае стабилизации и тем более наращивания экспорта природного газа, Туркменистан также быстро и легко станет лидером Центральноазиатского региона по уровню экономического развития. На другом полюсе - Кыргызстан и Таджикистан. Экономики этих стран практически не востребованы глобализацией. Экономический рост блокирован острейшим дефицитом внутренних сбережений и инвестиций. Пополнив группу экономических маргиналов современного мира, оба государства более успешно - если здесь вообще уместно такое слово - встроились в теневую глобальную экономику. Интеграция в мировой наркорынок, которому в принципе чужды и "национальное государство", и "национальная экономика", дополнительно затрудняет формирование нормальных (конвенциональных) государственных и экономических структур и институтов. В сложном положении находится Узбекистан. В 90-е гг. эта страна растранжирила дефицитные инвестиционные ресурсы, конфискованные преимущественно из аграрного сектора, на неэффективные в экономическом смысле производственные и социальные программы. Специализация региона на транспортировке, а в последнее время все более и на производстве наркотиков - феномен не локального или регионального, а глобального порядка. На территории центрально азиатских и сопредельных стран находятся лишь нижние этажи наркоэкономики - производство и транспортировка. Финансовые же потоки, как и рынок сбыта, концентрируются в офшорных зонах мировой банковской системы и главных центрах мировой экономики. Имеются все основания полагать, что вторая декада независимого развития окажется для центрально азиатских стран не менее сложной, чем первая.