logo
Lektsii_po_Mirovoy_ekonomike

9.3. Теория конкурентных преимуществ м. Портера

Конкурентное преимущество – это системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.

Причины, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:

В основе данной теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба – детерминанты конкурентных преимуществ (рис.6.1.).:

Факторные

условия

Стратегия фирмы,

Ее структура и конкуренты

Родственные и поддерживающие отрасли

Условия

спроса

Рис.6.1. Факторы, определяющие конкурентные преимущества фирмы

  1. факторные условия – наделенность страны следующими факторами производства:

По степени развитости факторы делятся на:

По степени специализации факторы делятся на:

  1. условия спроса представлены тремя составляющими:

На структуру внутреннего спроса воздействуют следующие факторы:

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателя:

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:

Большое значение имеет, так называемый, эффект демонстрации: фирмы других стран стараются перенять у страны, имеющей конкурентные преимущества, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга, чему способствуют выставки, ярмарки, распространение буклетов и т.д.

3. родственные и поддерживающие отрасли - высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли.

Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, то есть отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями.

4. стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

На определение стратегии и удержание конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

Особые детерминанты конкурентных преимуществ:

1. случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе. Это: результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; резкое изменение цен на ресурсы; всплеск мирового или местного спроса; значительные изменения на мировых финансовых рынках и т.д.

2. государство или правительство способны усиливать факторные условия; увеличивать спрос, содействовать организационным формам поддерживающих отраслей, формировать конкурентную среду.