logo
Lektsii_po_Mirovoy_ekonomike

6.3 Структура механизма мирового хозяйства

В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях:

1. государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер:

2. транснациональные корпорации обладают полной или почти полной самостоятельностью в ре­шениях и действиях. Цель каждого из них - максимизация прибыли и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что ведет к конкуренции между ними. В современных условиях крупнейшие ТНК планируют свою дельность не в региональном, а в мировом масштабе (международный маркетинг), что ведет к возрас­тающему международному переплетению экономических, социальных и политических структур, значительно изменяет условия международ­ной деятельности компаний, деформируют рынок. Таким образом, ТНК, обеспечивая свои интересы, способствуют делению рынков на закрытые и открытые сегменты.

3. Многосторонний компонент структуры межгосударственной координации мирохозяйственных процессов, которую осуществляют межгосударственные и международные организации, имеет двухступенчатую систему.

Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых, таможенных и других объединений. Наиболее далеко этот процесс продвинулся в Западной Европе. В рамках Европейского Союза создан разветвленный механизм согласования экономической политики: (встречи глав правительств и государств, ежегодное проведение свыше 60 сессий Совета министров, постоянное функционирование Европейской Комиссии и многочисленных комиссий).

Вторая ступень - общемировая, представленная международными экономическими организациями (МВФ, МБРР, ГАТТ). Регулирующая роль МВФ осуществляется через обязательства стран-заемщиков при предоставлении им займов: страна должна скоординировать свою политику на условиях Фонда. Основным направлением деятельности Мирового Банка является кредитование инвестиционных проектов част­ного сектора, финансирование структурных реформ в странах, участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании и др.

4. Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО -Международная организация гражданской авиации, МОТ - международная организация труда, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО - Всемирная торговая организация и др.).

Немаловажную роль в регулировании хозяйственных процессов в мировом хозяйстве и в отдельных его подсистемах играют институты подсистем мирового хозяйства (ОЭСР: разработка вопросов внутренней экономической политики промышленно развитых стран и их координация; ЮНИДО: по промышленному развитию, неформальный институт - «большая семерка»).

Регулирование определенных сфер и отраслей в мировом хозяйстве осуществляют отраслевые межправительственные организации (Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК).

4. предпринимательские международные организации влияют на функционирование мировой хозяйственной системы на частно – монополистическом и мировом уровнях (Трехсторонняя комиссия, объединяющая около 300 представителей крупных ТНК, политических кругов, экономистов из США, Западной Европы, Японии).

Мировое хозяйство в определенной мере является управляемым, поскольку значительная часть спроса формируется на основе внутрифирменной торговли ТНК, протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных заказов и программ, целенаправленных действий межправительственных организаций. Развитие НТП и интернационализация производства способствуют росту неопределенности воспроизводства в мировом хозяйстве. Поэтому приспособление механизма мирового хозяйства к новой обстановке должно идти по пути раз­вития регулирования, повышения его роли.