Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья.
Термин «Средние века» появился в 15 веке в среде итальянских гуманистов. Так они называли Эпоху, отделяющую от них времена классической древности (античности). Не существует четких хронологических границ этой эпохи. Начальная веха – 476 г. – низложение последнего римского императора. Конец средних веков – падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации в Германии (1517).
Периодизация:
-
V-X- раннее средневековье
-
XI-XV – классическое средневековье
-
XVI-XVII – позднее средневековье
Культурообразующие факторы:
-
Античные традиции (Древнеримское влияние)
-
Культурное наследие варваров
-
Становление и развитие феодальных отношений
-
Духовная оболочка культуры европейского средневековья - христианство
Основные особенности:
1. Теоцентризм. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся ценностная шкала человека определяется религией. Христианство принесло новое представление о человеке. Двойственное представление: человек венец творения бога (по образу и подобию), но с другой стороны он греховен (первородный грех). Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности. Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение.
2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная и духовная части. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный.
3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу.
4. Символизм и аллегоризм. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.
5. Искусство почти не выражало радости бытия: не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно.
6. Появление первых университетов
-
825 год – становление первого университета в Салерно (Италия) на базе медицинской школы
-
1150 год – открытие Парижского университета (с 1253 года - Сорбонна)
-
1168 год – открылся Оксфордский университет
-
1209 – Кембриджский университет
7. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Забывалась мифология, античная драма.
8. Литература эпохи средневековья представлена следующими жанрами: эпические произведения (Песнь о Роланде, Песнь о Сиде, Песнь о Нибелунгах), Поэзия трубадуров, Рыцарские романы, Поэзия вагантов «бродячие люди».
9. Архитектурными стилями эпохи Средневековья являются: романский (X – XII вв.) и готический (XII – XV вв.)
Романский период
-
Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
-
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;
-
Форма: прямоугольная, цилиндрическая;
-
Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
-
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;
-
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;
-
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом
Готический период
Преобладающие и модные цвета | Желтый, красный, синий |
Линии стиля готика | Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии |
Форма | Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы |
Характерные элементы интерьера | Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру |
Конструкции стиля готика | Каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций |
Окна | Вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна |
Двери | Стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые |
Значение эпохи Средневековья:
-
В области техники наблюдался большой прогресс (появление более совершенной конной упряжи и повозки с поворотной осью, ветряных мельниц, доменных печей и чугуна, огнестрельного оружия, книгопечатания).
-
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов (однако в целом наука находилась в глубоком упадке).
-
Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.).
-
Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.
- Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации.
- Культура и дипломатия.
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- I вариант ответа:
- II вариант ответа:
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона):
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско Heritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Культурные критерии для включения объектов в Список Всемирного наследия юнеско
- Памятники всемирного культурного наследия, относящиеся к эпохе первобытного общества: общая характеристика
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Пещеры Ляско и Альтамира – памятники всемирного культурного наследия, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия.
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья.
- Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили.
- Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона
- Замок Шамбор
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- 3 Вариант ответа:
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).