2 Вариант ответа:
Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в
XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом
промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и
производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и
наукой превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга).
Индустриальная цивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития
следующими чертами.
Фабрика сменила мануфактуру, уровень благосостояния и шире — качества жизни существенно возрос, формируется средний, складывается новая система ценностей.
Восприятие технического прогресса как определяющей цивилизационной черты неминуемо вело к противопоставлению «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран.
В пересмотре этой точки зрения роль Войны за независимость североамериканских колоний
трудно переоценить. Во-первых, принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости,
опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма,
послужив тем самым образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе с ней — для конституций практически всех европейских государств.
Во-вторых, поражение в войне первой промышленной державы Европы и отпадение
важнейшего звена от могущественной британской колониальной империи способствовало
развитию национального самосознания других народов. Так, войны за независимость (1810—1826), прокатившиеся под влиянием американской революции по всей Латинской Америке, разрушили одну из старейших колониальных империй.
США продемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития ранее зависимых народов по пути капитализма, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределы Европы.
Складывание мировой системы капиталистического хозяйства, мирового рынка охватило оба полушария, стало всеохватывающим и более однородным. Шел процесс превращения истории во всемирную историю, формирования мировой культуры как целого, как единства многообразия — национальных культур, художественных школ, и т. д. В этот процесс постепенно включаются и традиционные общества, придавая особый колорит проблеме диалога культур.
Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами английского и
французского Просвещения, классическим политическим переворотом буржуазного типа
была французская буржуазная революция 1789— 1793 гг. Именно она, воплотив в жизнь,
казалось бы, чаяния просветителей, обозначила кризис культуры Просвещения, как
неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве
важнейших и неотъемлемых фигурируют «собственность, безопасность и сопротивление
угнетению».
Произошла коренная трансформация общественного сознания.
Следует отметить, что, хотя формирование индустриального общества и правового государства по нарастающей шло в мировом масштабе, Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях.
Термин «империализм», первоначально использовавшийся для характеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма — монополистического.
Человечество вступало в XIX столетие под знаком великих достижений в
области науки, техники и искусства. Многое из того, что ныне стало привычной приметой цивилизации, впервые появилось именно в XIX в.: железные дороги, пароходы, автомобили, телеграфная и телефонная связь, радио, электрическое освещение, фотография, кинематограф. XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. В XIX веке начала складываться мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок, капитализм вышел за пределы Европы, обнаруживая тенденцию к превращению в мировую систему, а история становилась всемирной историей. Формирование мировой культуры как целого, как единства многообразия – национальных культур, художественных школ и т.д., поставило проблему диалога культур.
Выдающиеся мыслители современности О.Шпенглер. Й.Хейзинга,
Х.Ортега-и-Гассет назвали XIX в. веком классики, когда буржуазная цивилизация достигла зрелости и вступила в стадию кризиса.
Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет пишет о трех факторах, которые
сделали возможным создание нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. XIX век – это эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа.
Эта эпоха дала миру Бетховена, Байрона, Гейне, Гофмана, Гегеля, Энгра,
Делакруа, Гойю, Бальзака, Шуберта, Шопена, Верди, Вагнера, Флобера, Моне,Мане, Ван Гога, импрессионистов, постимпрессионистов, Родена, Орта, Вельде, Эйфеля, Гауди и многих других, чье творческое наследие составило основу непреходящей духовной культуры современного человека.
В истории художественных течений в XIX в. можно наметить такую
последовательность: в конце XVIII и первых десятилетиях XIX в. Господствовал неоклассицизм, трансформировавшийся в стиль ампир; к этому же времени относятся зарождение и начальные проявления романтизма. 1810-1840-е гг. – широкое распространение романтизма, его героический период. В 1840-1870-х гг. происходило сложение теории и практики реализма как особого художественного направления; в искусстве усиливаются демократические тенденции. Архитектура тех лет отмечена пластическими излишествами, смешением стилей – явление, называемое эклектикой. В то же время в зодчестве утверждались новые идеи и
новые материалы. В 1860-1880-х гг. - расцвет импрессионизма. К 1880-1890-м гг. относятся сложные художественные искания - постимпрессионизм, зарождение символистских и экспрессионистических тенденций, поиски нового синтезирующего стиля, получившего название «модерн».
Характерная черта искусства XIX столетия - отсутствие единой
эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Происходит
своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного
освоения действительности. Архитектура, которая в предшествующие эпохи
занимала первое место, отодвигается на задний план, она так и не может решить основные дилеммы XIX в. «красота – польза», другие выдвигаются на авансцену:
в романтизме – поэзия и музыка, в реализме – социальный роман. Это касается и принципиально новых способов художественного творчества, порожденных
развитием техники – фотографии, кино, рекламы и т.д., способствующих
дальнейшему «обмирщению» искусства.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации.
- Культура и дипломатия.
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- I вариант ответа:
- II вариант ответа:
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона):
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско Heritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Культурные критерии для включения объектов в Список Всемирного наследия юнеско
- Памятники всемирного культурного наследия, относящиеся к эпохе первобытного общества: общая характеристика
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Пещеры Ляско и Альтамира – памятники всемирного культурного наследия, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия.
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья.
- Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили.
- Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона
- Замок Шамбор
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- 3 Вариант ответа:
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).