Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
В столице египетского Древнего Царства находятся великолепные погребальные памятники, включающие скальные надгробия, богато украшенные «мастаба», храмы и пирамиды. В древние времена этот объект считался одним из Семи Чудес Света.
Объект № 86
Год внесения 1979
Ме́мфис (или Инбу-хедж, что в переводе означает «белые стены») — древнеегипетский город на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила, недалеко от современного Каира.
Мемфис был основан в конце IV тысячелетия до н. э. царем Мени. Выгодное расположение в дельте Нила способствовало быстрому росту и развитию города. Мемфис стал столицей государства, центром его культуры. В связи с почитанием бога Птаха сложилось одно из важнейших религиозно-философских учений Египта. Город был центром торговли, речным портом, здесь находились корабельные верфи и т.д.
Основание Александрии положило конец дальнейшему развитию Мемфиса, но он продолжал еще сохранять свое религиозное значение. Окончательный упадок города был вызван упразднением культа бога Птаха в III и IV вв. н. э. Храмы были опустошены, гигантские статуи богов и фараонов повалены, дворцы разграблены. Население толпами покидало город.
В 1979 году некрополи Мемфиса — Саккара, Абусир, Дахшур и Гиза, были включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
-
Саккара.
Древнейший некрополь Мемфиса.
Протяжённость с севера на юг — семь километров; ширина 1500—500 м. Всего царских пирамид — одиннадцать, большей частью это пирамиды фараонов 6-й династии, среди них выделяются погребения фараонов Тети, Пепи I и Пепи II. Центральное сооружение — пирамида Джосера.
-
Пирамида Джосера - первая пирамида ступенчатого типа. Постройка датируется приблизительно 2670 годом до нашей эры, с виду напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Архитектор - Имхотеп.
Пирамида расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы. Высота 62 м.
-
Абусир.
Царский некрополь в окрестностях древнего Мемфиса, в нескольких километрах севернее некрополя Саккары.
В основном только V династия строила в местности Абу Гураб свои памятники, среди которых были небольшие солнечные храмы и шесть пирамид. Пирамиды уступают в размерах пирамидам Гизы, но в то же время они находятся выше над уровнем моря и окружены значительными по размерам комплексами, увеличивающими их площадь.
В Абусире уцелели 14 ступенчатых пирамид. Лучше других сохранились пирамиды фараонов Нефериркара, Сахура и особенно Ниусерра.
-
Дахшур.
Некрополь египетских фараонов Древнего и Среднего царств, расположенный в пустыне в 26 км к югу от Каира, на западном берегу Нила. Это самое южное «поле пирамид» в окрестностях древнего Мемфиса; его площадь составляет 3х1,5 км.
Лучше других сохранились Ломаная пирамида и Розовая пирамида фараона Снофру.
-
Ломаная пирамида - южная пирамида в Дахшуре.
Носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» за свою неправильную форму (угол наклона сменяется с 54°31' до 43°21'). Отличается от других пирамид Древнего царства тем, что имеет 2 входа: на северной стороне и на западной.
Высота (первоначально) - 104,7 м
Высота (сегодня) - 101,1 м
-
Розовая пирамида - северная пирамида в Дахшуре, на момент своего строительства в XXVI в. до н. э. являвшаяся самым высоким сооружением на Земле. По размерам уступает только двум египетским пирамидам в Гизе — Хуфу и Хафра.
Историческое значение Розовой пирамиды в том, что это первая царская усыпальница правильной пирамидальной формы. У данной пирамиды чрезвычайно низкий наклон стен ( 43°36'; основание 218,5 × 221,5 м. при высоте 104,4 м.
Название связано с тем, что известняковые блоки, из которых сложена пирамида, приобретают в лучах заходящего солнца розовый цвет.
-
Гиза.
Гиза была северным кладбищем Мемфиса и прославилась во времена IV династии после постройки великих пирамид.
Также здесь находятся гробницы фараонов первых трех династий.
Близ Гизы в Ливийской пустыне сохранился величественный комплекс пирамид-гробниц фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сооружённый в 1-й половине III тыс. до н. э. Рядом с ними — Большой Сфинкс.
-
Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м., однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м.
Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. В среднем блоки весили 2,5 тонн. Пирамида является практически монолитным сооружением — за исключением нескольких камер и ведущих к ним коридоров.
Время строительства - IV династия (~2560 до ~2540 до н. э.)
Предположительно, строительство длилось более 20 лет.
Высота (первоначально) - 146,60 м.
Высота (сегодня) - 138,75 м.
Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса.
-
Пирамида Хефрена ( Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина в Гизе. Построенное в сер. XXVI в. до н. э. сооружение (215,3 × 215,3 м и высота 143,5 м) получило название Урт-Хафра («Хафра Великий» или «Почитаемый Хафра»).
-
Пирамида Менкаура (Пирамида Микерина) — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260 000 м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу, что говорит о конце эпохи больших пирамид.
-
Большой Сфинкс - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Сфинкс считался стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации.
- Культура и дипломатия.
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- I вариант ответа:
- II вариант ответа:
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона):
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско Heritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Культурные критерии для включения объектов в Список Всемирного наследия юнеско
- Памятники всемирного культурного наследия, относящиеся к эпохе первобытного общества: общая характеристика
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Пещеры Ляско и Альтамира – памятники всемирного культурного наследия, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия.
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья.
- Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили.
- Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона
- Замок Шамбор
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- 3 Вариант ответа:
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).