logo
Конъюнктура мировых рынков

Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Классификация услуг (по классификатору ООН):

  1. Деловые услуги.

  2. Услуги связи.

  3. Строительные и инжиниринговые услуги.

  4. Дистрибьюторские услуги.

  5. Общеобразовательные услуги

  6. Услуги по защите окружающей среды

  7. Финансовые услуги, включая страхование.

  8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги.

  9. Туризм и путешествия.

  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта.

  11. Транспортные услуги.

  12. Прочие услуги.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства, и по прогнозам 20-й век станет веком услуг.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, Германию, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:

1. Активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности.

2. Торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамках ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.

Особенное значение в современном мире приобретает электронная торговля – через Интернет.