Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
Конъюнктура товарного рынка – это экономическая ситуация на рынке конкретного товара (работ, услуг) в определенный момент времени.
Общее понятие конъюнктуры можно определить следующим образом: конъюнктура как совокупность факторов и условий, определяющих состояние и развитие отдельной страны или мирового хозяйства в целом.
Понимание и знание закономерностей и конкретных показателей конъюнктуры мировых рынков должно основываться на изучении состояний и тенденций их развития. Конъюнктура как отрасль науки - это исследование процесса воспроизводства в динамике промышленного производства и инвестиций, в колебаниях цен и учетного процента, в состоянии и динамике внутренней и внешней торговли и других социально-экономических показателях.
Изучение конъюнктуры включает всесторонний анализ различных факторов, влияющих на состояние и развитие мировых рынков. Для количественной оценки происходящих изменений и определения тенденций в развитии конъюнктуры под воздействием этих факторов применяется соответствующая система показателей.
Важнейшие конъюнктурообразующие факторы можно разделить на две группы: циклические и нециклические. Циклические закономерности развития экономики продолжают оказывать определенное влияние на состояние конъюнктуры. Вместе с тем конъюнктура все более характеризуется определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, и наоборот, в периоды кризиса и депрессии возможны временные всплески деловой активности.
Нециклические факторы, в свою очередь, можно также разделить на две группы: постоянно действующие и непостоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся:
- изменение внешних условий развития мировой экономики;
- научно-технический прогресс;
- влияние монополий (ТНК);
- милитаризация экономики;
- воздействие инфляции.
К непостоянно действующим факторам относятся:
- сезонность;
- социальные конфликты;
- политические кризисы;
- стихийные бедствия.
Система показателей изучения конъюнктуры включает в себя следующие показатели:
1. Показатели сферы материального производства включают данные о добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур и промышленном производстве, которые могут быть выражены в абсолютных единицах измерения или с помощью индексов.
2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках. К их числу относятся данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движения товарных запасов, внутренних перевозках.
3. Показатели внешней торговли – это объемы экспорта, импорта и товарооборота.
4. Показатели кредитно-денежной сферы имеют важное значение, прежде всего для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.
5. Данные об объеме капиталовложений. Их динамика отражает процесс обновления и расширения основного капитала.
6. Данные о заказах – показатели, отражающие положение в промышленности и перспективы ее развития.
7. Цены. В их движении отражаются изменения многих конъюнктурных показателей.
- Содержание
- 1. Введение и задачи курса
- 2. Учебно-тематические планы курса «Конъюнктура мировых рынков»
- 3. Содержание лекционного курса
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен, источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 4. Конспект лекций
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен. Источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Занятие 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- 6. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
- 7. Вопросы для подготовки к зачету
- 8. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Электронные издания
- Периодика
- Интернет-ресурсы
- Базы данных
- 9. Тестовые вопросы Вариант 1
- Вариант 2
- 10. Словарь терминов