logo
Конъюнктура мировых рынков

Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры

Конъюнктура товарного рынка – это экономическая ситуация на рынке конкретного товара (работ, услуг) в определенный момент времени.

Общее понятие конъюнктуры можно определить следующим образом: конъюнктура как совокупность факторов и условий, определяющих состояние и развитие отдельной страны или мирового хозяйства в целом.

Понимание и знание закономерностей и конкретных показателей конъюнктуры мировых рынков должно основываться на изучении состояний и тенденций их развития. Конъюнктура как отрасль науки - это исследование процесса воспроизводства в динамике промышленного производства и инвестиций, в колебаниях цен и учетного процента, в состоянии и динамике внутренней и внешней торговли и других социально-экономических показателях.

Изучение конъюнктуры включает всесторонний анализ различных факторов, влияющих на состояние и развитие мировых рынков. Для количественной оценки происходящих изменений и определения тенденций в развитии конъюнктуры под воздействием этих факторов применяется соответствующая система показателей.

Важнейшие конъюнктурообразующие факторы можно разделить на две группы: циклические и нециклические. Циклические закономерности развития экономики продолжают оказывать определенное влияние на состояние конъюнктуры. Вместе с тем конъюнктура все более характеризуется определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, и наоборот, в периоды кризиса и депрессии возможны временные всплески деловой активности.

Нециклические факторы, в свою очередь, можно также разделить на две группы: постоянно действующие и непостоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся:

- изменение внешних условий развития мировой экономики;

- научно-технический прогресс;

- влияние монополий (ТНК);

- милитаризация экономики;

- воздействие инфляции.

К непостоянно действующим факторам относятся:

- сезонность;

- социальные конфликты;

- политические кризисы;

- стихийные бедствия.

Система показателей изучения конъюнктуры включает в себя следующие показатели:

1. Показатели сферы материального производства включают данные о добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур и промышленном производстве, которые могут быть выражены в абсолютных единицах измерения или с помощью индексов.

2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках. К их числу относятся данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движения товарных запасов, внутренних перевозках.

3. Показатели внешней торговли – это объемы экспорта, импорта и товарооборота.

4. Показатели кредитно-денежной сферы имеют важное значение, прежде всего для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.

5. Данные об объеме капиталовложений. Их динамика отражает процесс обновления и расширения основного капитала.

6. Данные о заказах – показатели, отражающие положение в промышленности и перспективы ее развития.

7. Цены. В их движении отражаются изменения многих конъюнктурных показателей.