logo
Конъюнктура мировых рынков

1. Введение и задачи курса

Комплексное исследование зарубежных рынков товаров и услуг выступает важным условием успешной деятельности фирм, занимающихся экспортно-импортной деятельностью. Долгосрочные и оперативные маркетинговые решения основываются на знании рыночной ситуации, на конъюнктурных оценках спроса, предложения и динамики товарных цен.

«Конъюнктура мировых рынков» относится к категории прикладных экономических дисциплин и опирается на ранее изученные студентами предметы – мировая экономика, основы микро- и макроэкономического анализа, экономическая статистика.

Целью курса «Конъюнктура мировых рынков» является овладение студентами методики конъюнктурного исследования мировых рынков товаров и услуг, а также изучение ситуации на мировых рынках товаров экспортной специализации России и Уральского региона.

Для этого необходимо изучить понятия экономической конъюнктуры, конъюнктурообразующих факторов, мировой цены как важнейшего показателя конъюнктуры. В процессе обучения студенты должны получить навыки поиска и анализа вторичных статистических данных о ситуации на мировом рынке определенного товара, самостоятельно подготовить конъюнктурный обзор, приобрести навык в письменном и устном представлении результатов исследования товарного рынка, изучить ситуацию на мировых рынках нефти, газа, черных и цветных металлов, золота и ряда других товаров.

Конъюнктура рынка – сложное и быстроменяющееся явление, поэтому в курсе изучаются основные тенденции развития международной торговли товарами и услугами, общеэкономическая ситуация в мировой экономике в целом, Роль Всемирной торговой организации в либерализации национальных товарных рынков. Конъюнктура рынка чутко реагирует на многие социально-экономические, политические воздействия, изменения в мировой валютно-финансовой сфере и характеризуется множеством качественных и количественных признаков. В курсе рассматривается многообразие факторов, формирующих ситуацию на мировых рынках, и изучается система показателей конъюнктуры. Рассматриваются циклические и нециклические конъюнктурообразующие факторы, ситуация на рынках товаров российской специализации.

Важное место отводится особенностям исследования ситуации на рынках машин и оборудования, сырья и полуфабрикатов, услуг. Изучаются определение и свойства мировой цены, источники конъюнктурной информации, методика исследования рынка и подготовки конънктурного обзора, методы анализа и прогнозирования конъюнктуры мировых рынков. В самостоятельной работе студентами используются учебники и монографии российских и зарубежных авторов, периодические издания, сборники и бюллетени статистического управления ООН, доклады Мирового банка, ЮНКТАД, ОЭСР.

Отчетность по курсу «Конъюнктура мировых рынков» – зачет. Форма промежуточного контроля – тестирование.