Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
Методика изучения конъюнктуры – это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития конъюнктуры.
Основные методические требования к конъюнктурным исследованиям:
1.Необходимо учитывать всеобщую взаимосвязь явлений экономической жизни общества.
2. Тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные.
3. Неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывают необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками.
4. Изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществляться в определенной последовательности.
После того как выяснены основные черты исследуемого рынка, собрана информация о его состоянии, можно перейти к анализу и прогнозу конъюнктуры. Анализ конъюнктуры проводится в следующей последовательности: анализ производства; анализ спроса и потребления; анализ международной торговли; анализ цен.
Цель прогноза, как важнейшего этапа исследования конъюнктуры, заключается в определении наиболее вероятных оценок состояний конъюнктуры в будущем.
Методы прогнозирования конъюнктуры:
1. Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний, опыт и интуиции специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры.
2. Методы статистической экстраполяции базируются на привлечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде так называемых динамических рядов показателей, выявленные тенденции экстраполируются на перспективу.
3. Методы экономико-математического моделирования предусматривают создание моделей, выражающих функциональные и корреляционные зависимости между конъюнктурными показателями данного рынка.
4. Комбинированные методы представляют собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или экономико-математического моделирования.
- Содержание
- 1. Введение и задачи курса
- 2. Учебно-тематические планы курса «Конъюнктура мировых рынков»
- 3. Содержание лекционного курса
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен, источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 4. Конспект лекций
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен. Источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Занятие 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- 6. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
- 7. Вопросы для подготовки к зачету
- 8. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Электронные издания
- Периодика
- Интернет-ресурсы
- Базы данных
- 9. Тестовые вопросы Вариант 1
- Вариант 2
- 10. Словарь терминов