4.1. Что и как готовить к деловым беседам и переговорам?
Деловые встречи можно разделить на беседы и переговоры. Беседы предполагают только обмен мнениями, точками зрения, мнениями и позициями. Например, в ходе беседы стороны могут договориться о сотрудничестве и наметить последующие шаги. Переговоры призваны найти решение проблемы, представляющей взаимный интерес.
Как правило, беседы и переговоры заранее планируются в процессе подготовки переговоров и бесед необходимо избегать двух крайностей.
Одна крайность - не готовиться к переговорам вообще, полагаться на импровизацию, поиск решения в процессе переговоров. Другая крайность - состоит в пунктуальном продумывании всех этапов будущей встречи, учете мельчайших деталей, вплоть до ремарок и пауз. Обе крайности ущербны. В первом случае инициатива может полностью перейти к партнеру, переговоры без подготовки могут у вашего партнера зародить мысль о вашей некомпетентности в обсуждаемом вопросе. Излишняя детализация может сковывать одного из участников переговоров, малейшее отступление от ранее намеченной схемы будет приводить к растерянности и неуверенности.
Более целесообразно выявить основные ключевые моменты встречи, определить линию поведения.
Основная цель беседы состоит в обмене информацией, что облегчает процесс подготовки. Тема будущих бесед согласовывается заранее.
В процессе подготовки необходимо:
наметить круг вопросов, которые вы желаете обсудить;
подготовить документы, которые вы собираетесь, предоставить партнеру в процессе бесед (например, материалы о работе вашего предприятия), аргументы в пользу сотрудничества с вашей стороны. Часть информации может быть сообщена в устной форме, другая часть передана в письменном виде (памятные записки, рекламные проспекты и т.д.).
сформулировать вопросы, которые надо задать партнеру.
Готовя беседу, надо выделить время для вопросов партнера и его сообщений.
Подготовка переговоров более сложный и более ответственный процесс. Она включает следующие этапы:
выявление области взаимных интересов;
установление рабочих отношений с партнером;
решение организационных вопросов (повестка дня, место и время встречи);
нахождение общего подхода и подготовка переговорной позиции, в т.ч. формулировка вариантов решений и предложений по обсуждаемым вопросам.
Подготовительная работа в целом подразделяется на два основных направления: формирование содержательной части переговоров и решение организационных вопросов. Различие этих двух направлений весьма условно. Характер предстоящих переговоров влияет на организационные моменты. Например, в зависимости от содержания переговоров решается вопрос о привлечении экспертов. В свою очередь плохая организация подготовительного этапа затрудняет обсуждение сути проблемы.
Содержательная подготовка переговоров включает решение следующих вопросов:
анализ проблемы и диагностика ситуации;
формирование общего подхода, основных целей и задач;
формирование предложений и их аргументация.
Анализ проблемы и диагностику ситуации следует считать ключевым элементом всего подготовительного этапа.
Подходы и типы поведения на переговорах. Переговоры - неотъемлемая часть деловых контактов. Американские специалисты считают переговоры "острием экономических отношений". Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров, получить определенную профессиональную подготовку.
В отличие от зарубежных коллег, которые в юности овладевают переговорным процессом (а рынок без переговоров немыслим), для кубанских предпринимателей и работников органов управления это совершенно новая область деятельности. Отсюда и соответствующее отношение к переговорам. В одних случаях - это просто растерянность, в других - они прибегают к методам, усвоенным при командно-административной системе. В результате переговоры "не идут", и поэтому иногда теряется возможность наладить взаимовыгодные экономические связи. Выход один - учиться искусству ведения переговоров.
В США и других странах выпускается множество книг по оптимизации процесса ведения переговоров. Можно выделить книгу Роджера Фишера "Путь к согласию". На русский язык переведена книга О.Эрнеста "Слово предоставляется Вам".
В процессе ведения переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый подход отвечает идее противостояния сторон. Основной девиз таких переговоров можно выразить словами "кто-кого".
Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции. Более слабая сторона ожидает от партнера по переговорам "дружеского" к себе отношения, и ведет себя заискивающе.
Третий подход основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени отвечают интересам обеих сторон.
В процессе переговоров необходимо внимательно слушать партнера. Если что-либо осталось непонятным, лучше переспросить, задав прямой вопрос: "Что вы имеете в виду под? …..", либо уточнить: "Правильно ли я вас понял?"
Не надо упускать из виду и детали. Если они специально не были обсуждены, то это не значит, что их можно трактовать по своему усмотрению. Возможные двойственные формулировки лучше снять заранее, а не возвращаться к ним вновь, при выполнении взятых обязательств.
- Краснодар
- Содержание
- Приложения:
- Введение
- Глава 1. Правовые основы общения с зарубежным партнером
- 1.1. Правовой режим иностранных граждан
- 1.2. Выдача виз и въезд в страну.
- 1.3. Пребывание иностранных граждан в стране.
- 1.4. Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан в стране.
- Глава 2. Организация деловых контактов с зарубежными партнерами
- 2.1. Понятие делового протокола и этикета.
- 2.2. Протокольные вопросы приема зарубежных делегаций.
- 2.3. Протокольные аспекты ведения переговоров
- Глава 3. Деловая переписка
- Глава 4 Технология делового общения
- 4.1. Что и как готовить к деловым беседам и переговорам?
- Глава 5. Язык или речь без слов
- Глава 6. Национальные особенности делового общения
- Глава 7. Иные формы протокольных контактов с зарубежными партнерами.
- 7.1. Визитные карточки и их использование.
- 7.2 Подарки и сувениры.
- 7.3 Приемы.
- Глава 8. Основные правила современного этикета
- Словарь основных терминов