1 Вариант ответа:
Археологические находки, представленные целыми городами, которые, к тому же, еще и хорошо сохранились, попадаются достаточно редко. Зачастую, археологи в толще земли находят разрушенные строения, разграбленные археологические памятники, останки величественных сооружений. Однако история археологии знает примеры, когда в числе находок были обнаружены города, устройство которых, а также погибшие жители сохранились. Речь идет о Помпеях и Геркулануме.
ПОМПЕИ (недалеко от Неаполя, в регионе Кампания) – город с многовековой историей, основанный еще в четвертом столетии до нашей эры, город не раз подвергался нападениям и разграблениям, оказывался под властью других народов. Но то, что уничтожило поселение полностью, было страшнее тех войны, которые вели жители Помпеи. Страшное извержение вулкана Везувия, не утихавшее на протяжении всех суток толстым слоем лавы и пыли укрыло три города, в числе которых были и Помпеи(извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа).
С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города: на форуме наряду с культовыми и административными постройками разного вида и назначения находился храм Юпитера, крытый рынок и базилика. В городе существовали 2 театра, меньший и крытый из них использовался как одеон; амфитеатр (самый старый из всех ныне известных — около 80 до н.э. был рассчитан на 20 тыс. жителей; 3 большие термы. Сохранилось большое количество жилых зданий и лавок, названных по именам владельцев, в честь выдающихся художественных произведений, или же в честь отдельных личностей или событий ("Дом Фавна", "Дом Эпиграмм", "Дом Менандра", "Вилла Мистерий"). Стены богатых домов и общественных зданий были украшены декоративными фресками (Дионисийские мистерии на "Вилле Мистерий") и мозаиками (Битва при Иссе с изображением Александра Македонского в "Доме Фавна"). Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты. С элементами такого декора ныне можно познакомиться как в самих зданиях города, так и в небольшом музее, созданном при резервате. Они демонстрируются и в национальном музее Неаполя.
ГЕРКУЛАНУМ – античный город, располагавшийся у подошвы Везувия на западном его отроге, погребенный в результате извержения 79 н.э. Согласно мифу, основателем города был Геркулес. Вначале Геркуланум, как и соседние с ним города, был населен осками, затем самнитами, а позднее греками. Геркуланум никогда не был крупным городом. Став римским муниципием (самоуправляемым городом) в 89 до н.э., Геркуланум лишь изредка упоминается в источниках – вплоть до 62 н.э., когда вместе с соседними Помпеями он сильно пострадал от землетрясения, и, наконец, до 79 н.э., когда оба города были уничтожены извержением Везувия. Благодаря способности вулканической грязи(пемза,лава) проникать повсюду, а потом затвердевать, образуя туфообразную породу, а также большой глубине (15–18 м), на которой оказался погребен город, мы и обязаны тем, что в Геркулануме сохранилось все, вплоть до столь недолговечных веществ, как дерево и ткани.
После нескольких случайных находок и закладки, в поисках сокровищ, нескольких шурфов в 1738 начались систематические раскопки, осуществлявшиеся с перерывами вплоть до 1875. Первое время работы велись посредством прокладки тоннелей, но затем перешли к сплошной расчистке значительной площади. В 1927 раскопки были возобновлены.
В ходе раскопок были выяснены основные элементы городской планировки: система пересекающихся под прямыми углами улиц с вытянутыми прямоугольниками кварталов, спускающихся по крутому склону в сторону моря. Характерные для Геркуланума дома были заложены не позднее 2 в. до н.э., но впоследствии они перестраивались, причем нередко имел место переход от «центростремительной» атриумной планировки к «центробежной», более открытой солнцу и воздуху. В некоторых домах такое обновление сопровождалось искусным использованием облицовки цветной мраморной плиткой. Из общественных зданий в раскопанной части города доступны только термы, необыкновенно большая для столь малого города палестра (здание и участок для атлетических упражнений) с бассеейном, а также край форума. После сноса части Резины раскопки продолжались в районе форума, археологи надеялись обнаружить административные здания и городские храмы. В 18 в. за пределами основной территории работ в ходе прокладки тоннелей были обнаружены два важных здания: театр и «вилла Папирусов». Театр в том виде, в каком его обнаружили, – с мраморными инкрустациями, еще не пошедшими на украшение средневековых и ренессансных дворцов (обычная судьба античных театров), и бронзовыми статуями, еще не разобранными по музеям, – представлял собой лучший по сохранности образец римского театра. «Вилла Папирусов» находилась несколько поодаль от города, это была роскошная загородная резиденция, с богатым собранием бронзовых и мраморных статуй, имевшая библиотеку, в которой были сделаны бесценные находки – папирусные свитки хорошей сохранности, в основном философские сочинения эпикурейца Филодема. Туннели, с помощью которых была обнаружена вилла, позднее, как это обычно бывало с ранними раскопками, вновь засыпали, а все находки, которые можно было вынести, перенесли в музей Неаполя, однако театр по-прежнему доступен для посетителей.
- Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации.
- Культура и дипломатия.
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- I вариант ответа:
- II вариант ответа:
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона):
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско Heritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Культурные критерии для включения объектов в Список Всемирного наследия юнеско
- Памятники всемирного культурного наследия, относящиеся к эпохе первобытного общества: общая характеристика
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Пещеры Ляско и Альтамира – памятники всемирного культурного наследия, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия.
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья.
- Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили.
- Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона
- Замок Шамбор
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- 3 Вариант ответа:
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- 1 Вариант ответа:
- 2 Вариант ответа:
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).