logo search
Lektsii_po_Mirovoy_ekonomike

Д. Рикардо)

1. Теория абсолютных преимуществ А.Смита. Страны экспортируют те товары, производство которых требует меньше издержек (абсолютное преимущество) и импортирует те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).

Международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, то есть в производстве которых они будут имеет абсолютное преимущество.

Теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда на международном уровне (преимущество теории). Однако теория не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.

2. Теория сравнительных (относительных) преимуществ Д.Рикардо использует понятие альтернативной цены – рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

Таким образом, согласно теории относительных преимуществ международная торговля будет выгодна для двух стран, независимо от того, имеют они абсолютное преимущество в производстве этих товаров или нет, если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами.

Если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если выходят страны с разным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, т.к. менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой.

Условия внешней торговли – это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам:

T = Px / Pm,

где Рх – индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны, он равен Px = Σxipi (xi – доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом периоде; рi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году);

Рm – индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны; он равен Pm = Σmipi (mi – доля i-го товара в суммарном импорте в базовом году; pi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году).