logo search
Lektsii_po_Mirovoy_ekonomike

9.2. Теория э.Хекшера-б.Олина. «Парадокс в. Леонтьева». Современные теории мировой торговли

Согласно теории Хекшера – Олина каждая страна должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает. Избыток ресурса всегда означает дешевизну.

Согласно теореме Рыбчинского при росте одного из факторов производства при неизменных ценах происходит увеличение производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору.

Парадокс Леонтьева заключается в том, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталонасыщенные – трудоемкую, хотя, согласно теории Хекшера-Олина, должно быть наоборот.

Теория, связанная с эффектом масштаба. «Эффект масштаба» способствует снижению издержек производства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок – возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, появляется необходимость выхода на внешний рынок.

Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импортировать. Товар в своем развитии проходит четыре стадии: рождение, рост, зрелость, умирание (спад).

1 стадия – товар появляется в одной из нескольких стран;

2 стадия – страна начинает его экспортировать, поскольку он завоевывает поклонников, как в стране-создателе, так и за рубежом;

3 стадия – период насыщения, стандартизации; товар уже не является новинкой и требует поддерживать производство этого товара со снижением издержек. Производство переносится из страны-экспортера в страну-потребитель, где используется фактор дешевизны рабочей силы;

4 стадия – появляется новый товар, который заменяет данный товар.

Теория технологического разрыва. При торговле стран с разным техническим развитием поток товаров наибольший из страны более развитой в страну технически менее развитую.

Теория предпочтения сходства. Страны, в основном, торгуют со странами, близкими по экономическому уровню. Страна специализируется на производстве лишь нескольких наименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран. У страны с более низким уровнем развития не будет широкого ассортимента экспортируемых товаров.

Внутриотраслевая торговля. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.