Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Классификация услуг (по классификатору ООН):
Деловые услуги.
Услуги связи.
Строительные и инжиниринговые услуги.
Дистрибьюторские услуги.
Общеобразовательные услуги
Услуги по защите окружающей среды
Финансовые услуги, включая страхование.
Услуги по охране здоровья и социальные услуги.
Туризм и путешествия.
Услуги в области организации досуга, культуры и спорта.
Транспортные услуги.
Прочие услуги.
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства, и по прогнозам 20-й век станет веком услуг.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, Германию, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:
1. Активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности.
2. Торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамках ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.
Особенное значение в современном мире приобретает электронная торговля – через Интернет.
- Содержание
- 1. Введение и задачи курса
- 2. Учебно-тематические планы курса «Конъюнктура мировых рынков»
- 3. Содержание лекционного курса
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен, источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 4. Конспект лекций
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен. Источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Занятие 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- 6. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
- 7. Вопросы для подготовки к зачету
- 8. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Электронные издания
- Периодика
- Интернет-ресурсы
- Базы данных
- 9. Тестовые вопросы Вариант 1
- Вариант 2
- 10. Словарь терминов