1. Введение и задачи курса
Комплексное исследование зарубежных рынков товаров и услуг выступает важным условием успешной деятельности фирм, занимающихся экспортно-импортной деятельностью. Долгосрочные и оперативные маркетинговые решения основываются на знании рыночной ситуации, на конъюнктурных оценках спроса, предложения и динамики товарных цен.
«Конъюнктура мировых рынков» относится к категории прикладных экономических дисциплин и опирается на ранее изученные студентами предметы – мировая экономика, основы микро- и макроэкономического анализа, экономическая статистика.
Целью курса «Конъюнктура мировых рынков» является овладение студентами методики конъюнктурного исследования мировых рынков товаров и услуг, а также изучение ситуации на мировых рынках товаров экспортной специализации России и Уральского региона.
Для этого необходимо изучить понятия экономической конъюнктуры, конъюнктурообразующих факторов, мировой цены как важнейшего показателя конъюнктуры. В процессе обучения студенты должны получить навыки поиска и анализа вторичных статистических данных о ситуации на мировом рынке определенного товара, самостоятельно подготовить конъюнктурный обзор, приобрести навык в письменном и устном представлении результатов исследования товарного рынка, изучить ситуацию на мировых рынках нефти, газа, черных и цветных металлов, золота и ряда других товаров.
Конъюнктура рынка – сложное и быстроменяющееся явление, поэтому в курсе изучаются основные тенденции развития международной торговли товарами и услугами, общеэкономическая ситуация в мировой экономике в целом, Роль Всемирной торговой организации в либерализации национальных товарных рынков. Конъюнктура рынка чутко реагирует на многие социально-экономические, политические воздействия, изменения в мировой валютно-финансовой сфере и характеризуется множеством качественных и количественных признаков. В курсе рассматривается многообразие факторов, формирующих ситуацию на мировых рынках, и изучается система показателей конъюнктуры. Рассматриваются циклические и нециклические конъюнктурообразующие факторы, ситуация на рынках товаров российской специализации.
Важное место отводится особенностям исследования ситуации на рынках машин и оборудования, сырья и полуфабрикатов, услуг. Изучаются определение и свойства мировой цены, источники конъюнктурной информации, методика исследования рынка и подготовки конънктурного обзора, методы анализа и прогнозирования конъюнктуры мировых рынков. В самостоятельной работе студентами используются учебники и монографии российских и зарубежных авторов, периодические издания, сборники и бюллетени статистического управления ООН, доклады Мирового банка, ЮНКТАД, ОЭСР.
Отчетность по курсу «Конъюнктура мировых рынков» – зачет. Форма промежуточного контроля – тестирование.
- Содержание
- 1. Введение и задачи курса
- 2. Учебно-тематические планы курса «Конъюнктура мировых рынков»
- 3. Содержание лекционного курса
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен, источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 4. Конспект лекций
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен. Источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Занятие 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- 6. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
- 7. Вопросы для подготовки к зачету
- 8. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Электронные издания
- Периодика
- Интернет-ресурсы
- Базы данных
- 9. Тестовые вопросы Вариант 1
- Вариант 2
- 10. Словарь терминов