logo search
Lektsii_po_Mirovoy_ekonomike

16.1. Основные направления экономической политики kнp

Развитие КНР с конца 70-х годов свя­зано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.

В 1978 г. на Ш пленуме ЦК КПК была принята Программа модернизации экономики стра­ны. Основной целью этой Программы, рассчитанной на 20-30 лет, является превратить Китай в бо­гатое, демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Достижение поставленных целей связывается с построением “социалистической рыночной экономики”, сочетающей ис­пользование двух хозяйственных систем: планово-распреде­лительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государствен­ных и свободных рыночных цен.

В ходе акционирования предприятий применялся дифференцированный подход. Не подлежали акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим технологиям оборонной промышленно­сти, добыче редких металлов, и сфера, где действует государственная моно­полия. Субъектами ак­ционерной формы выступают государство, юридические и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении при­оритета государственных интересов.

С развитием акционирования менялось классическое поня­тие государственной собственности, в ее состав стали входить не толь­ко госпредприятия, но и паи в акционерных и смешанных компаниях.

Чрезвычайно сложная и важная задача реформ в КНР состоит в разработке и осуществлении социаль­ной политики. Основное внимание в КНР уделяется проблемам трудоуст­ройства. Решение данной проблемы государство видит в создании рабочих мест на малых предприятиях.

Значительные изменения произошли в инвестиционной по­литике. Система мобилизации и распределения инвестицион­ных ресурсов в период до начала осуществления политики ре­форм основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между ре­гионами, отраслями, предприятиями. В период осущест­вления реформы были диверсифицированы источники финан­сирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, част­ных и совместных предприятий, накопления населения.

Бюджетное финансирование все в большей степени заменялось кредитованием капиталовложений, которое осуществляет­ся специализированными банками. К ним относятся Торгово-промышленный банк Китая, Народный строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая (внешнеэкономический банк). Кроме того, существует Инве­стиционный банк, в задачу которого входит распределение кре­дитов Всемирного Банка.

В ходе банковской реформы спецбанки постепенно преобразовывались в коммерческие банки, развивались вновь созданные коммерче­ские банки, финансовые и трастово - инвестиционные компа­нии. В стране создано 53 тысячи сельскохозяйственных кре­дитных кооперативов.

Большая роль в становлении фондового рынка КНР отво­дится Гонконгу, который, вернувшись с июля 1997 г. под юрисдикцию КНР, получил статус Особого административного района. Как финансовый центр Гонконг занимает второе место в Азии после Японии по объемам капитализации фондового рынка.