logo search
Конъюнктура мировых рынков

Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.

Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять ниже перечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

В условиях рыночной экономики сопоставление издержек производства и цен с реальными рыночными ценами осуществляет каждый продавец перед выходом на рынок. При этом возможны различные подходы к установлению внешнеторговых цен:

1. Экспортные цены могут определяться на базе собственных издержек производства.

2. Для ряда товарных групп, главным образом для машинотехнической продукции, установление цен может осуществляться в зависимости от экономических результатов использования товаров.

3. Цены могут устанавливаться на основе средних рыночных цен, определяемых на базе конкурентных материалов.

Разновидности ценовой политики, каждая из них преследует цель – определение оптимального уровня цен на конкретное изделие:

1. Политика уровня цен разрабатывается главным образом для принципиально новых товаров.

2. Политика целевой прибыли проводится в тех случаях, когда на рынок выходит не принципиально новый товар, а какая-либо массовая продукция, которая выпускается в течение многих лет, но время от времени модернизуется.

3. Политика рыночной сегментации подразумевает расширение объема продаж путем продажи одних и тех же товаров по разным ценам на разных сегментах рынка.

4. Политика психологического ценообразования разрабатывается при выходе на рынок товаров потребительского назначения.

5. Политика следования за лидером – это политика фирм, которые не обладают достаточно мощной производственной базой и финансовыми ресурсами, в результате чего вынуждены ориентироваться на уровень цен в данной отрасли.