Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.
Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять ниже перечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.
Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.
Внеэкономические, политические; военные.
В условиях рыночной экономики сопоставление издержек производства и цен с реальными рыночными ценами осуществляет каждый продавец перед выходом на рынок. При этом возможны различные подходы к установлению внешнеторговых цен:
1. Экспортные цены могут определяться на базе собственных издержек производства.
2. Для ряда товарных групп, главным образом для машинотехнической продукции, установление цен может осуществляться в зависимости от экономических результатов использования товаров.
3. Цены могут устанавливаться на основе средних рыночных цен, определяемых на базе конкурентных материалов.
Разновидности ценовой политики, каждая из них преследует цель – определение оптимального уровня цен на конкретное изделие:
1. Политика уровня цен разрабатывается главным образом для принципиально новых товаров.
2. Политика целевой прибыли проводится в тех случаях, когда на рынок выходит не принципиально новый товар, а какая-либо массовая продукция, которая выпускается в течение многих лет, но время от времени модернизуется.
3. Политика рыночной сегментации подразумевает расширение объема продаж путем продажи одних и тех же товаров по разным ценам на разных сегментах рынка.
4. Политика психологического ценообразования разрабатывается при выходе на рынок товаров потребительского назначения.
5. Политика следования за лидером – это политика фирм, которые не обладают достаточно мощной производственной базой и финансовыми ресурсами, в результате чего вынуждены ориентироваться на уровень цен в данной отрасли.
- Содержание
- 1. Введение и задачи курса
- 2. Учебно-тематические планы курса «Конъюнктура мировых рынков»
- 3. Содержание лекционного курса
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен, источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 4. Конспект лекций
- Тема 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- Тема 2. Методика изучения конъюнктуры
- Тема 3. Закономерности ценообразования на мировых рынках
- Тема 4. Виды цен. Источники ценовой информации
- Тема 5. Специфика исследования мирового рынка сырья и полуфабрикатов
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- Тема 7. Конъюнктура мирового рынка услуг
- Тема 8. Влияние конъюнктуры мировых рынков на экспорт и экономику Российской Федерации
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Занятие 1. Понятие экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы и методика изучения конъюнктуры
- 6. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
- 7. Вопросы для подготовки к зачету
- 8. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Электронные издания
- Периодика
- Интернет-ресурсы
- Базы данных
- 9. Тестовые вопросы Вариант 1
- Вариант 2
- 10. Словарь терминов