logo search
Конъюнктура мировых рынков

Тема 2. Методика изучения конъюнктуры

Методика изучения конъюнктуры – это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития конъюнктуры.

Основные методические требования к конъюнктурным исследованиям:

1.Необходимо учитывать всеобщую взаимосвязь явлений экономической жизни общества.

2. Тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные.

3. Неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывают необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками.

4. Изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществляться в определенной последовательности.

После того как выяснены основные черты исследуемого рынка, собрана информация о его состоянии, можно перейти к анализу и прогнозу конъюнктуры. Анализ конъюнктуры проводится в следующей последовательности: анализ производства; анализ спроса и потребления; анализ международной торговли; анализ цен.

Цель прогноза, как важнейшего этапа исследования конъюнктуры, заключается в определении наиболее вероятных оценок состояний конъюнктуры в будущем.

Методы прогнозирования конъюнктуры:

1. Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний, опыт и интуиции специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры.

2. Методы статистической экстраполяции базируются на привлечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде так называемых динамических рядов показателей, выявленные тенденции экстраполируются на перспективу.

3. Методы экономико-математического моделирования предусматривают создание моделей, выражающих функциональные и корреляционные зависимости между конъюнктурными показателями данного рынка.

4. Комбинированные методы представляют собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или экономико-математического моделирования.