Транснациональные движения и организации
ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличие от международных организаций (правительственных и Неправительственных) ТНК работают с целью извлечения прибыли. При этом деятельность даже тех, которые обладают национальной спецификой, может противоречить национальным интересам. Немецкий исследователь У. Бек (U. Beck) заметил: «Что хорошо для "Дойче-банк", давно уже нехорошо для Германии, транснациональные корпорации выходят из национально-государственных рамок и де-факто расторгают договор о лояльности с институтами национального государства».
Количественный рост транснациональных корпораций, как и упомянутых других участников, также приходится на вторую половину XX в. и продолжает увеличиваться. По оценкам ООН, в конце прошлого столетия в мире насчитывалось более 53 000 трансциональных корпораций. Около 90% всех ТНК базируются в развитых странах северного полушария.
Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков — ТНБ (англ.: transnational bank, TNB), которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Если к тому же принять во внимание крупнейшие финансовые биржи, то в целом можно говорить о финансовых институтах в современном мире как международных политических акторах. Очевидно, что, обладая таким финансовым, кадровым и прочим потенциалом, а также действуя по всему миру, ТНК и ТНБ не могут не оказывать существенного влияния на политические процессы.
Финансовые рычаги, которыми располагают транснациональные корпорации, позволяют им порой действовать весьма эффективно и на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Известна и своеобразная посредническая деятельность ТНК. Например, в 1970-х годах, когда в мире разразился топливно-энергетический кризис, правительства стран ОПЕК получили финансовую поддержку от ряда ТНК, что способствовало более гибкой их позиции на переговорах со странами Запада. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север— бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга».
Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы (административно-территориальные образования государства — кантоны, федеральные земли, штаты и т.п.). С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки и т.п. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью.
Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой. Успех же их конкуренции зависит от ряда факторов, в том числе развития инфраструктуры, научно-технического и трудового потенциала, политики местных властей и т.п. В современных условиях инфраструктура нередко складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные внутри государства. Например, северные области Италии интенсивнее coтрудничают с прилегающими кантонами Щвейцарии, чем с южными областями своей страны.
В современном мире экономические, финансовые и другие вопросы тесно переплетаются с политическими. В результате внутригосударственные регионы все активнее действуют и в политическом плане на международной арене, становясь самостоятельными акторами. Например, Шотландия заявляла о своем стремлении войти в структуры ЕС.
Внутригосударственные регионы становятся все более значимым фактором европейского строительства, что привело даже к появлению такого понятия, как «Европа регионов». Однако здесь есть и свои «подводные камни». Неконтролируемая регионализация ослабляет центральные власти, создает опасность неравномерного развития государства, ведет к развитию конфликтных ситуаций. Чечня, Косово — лишь наиболее драматические примеры.
В последнее время обращается внимание и на то, что деятельность внутригосударственных регионов на мировой арене может вести к парадоксальному, на первый взгляд, процессу — ослаблению демократии в стране. Дело в том, что регионы тех или иных стран могут управляться коррумпированными, авторитарными властями. Тогда их «уход» из-под контроля центральных властей ведет к усилению негативных процессов на местном уровне. И все же самостоятельность регионов в целом ряде случаев способствует их динамичному развитию за счет привлечения иностранных инвестиций, создания рабочих мест и т.п.
Ниже приводятся некоторые положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК как актора на мировой арене:
(+)
♦ развитие мировой торговли;
♦ инвестирование в экономику развивающихся стран;
♦ создание рабочих мест в развивающихся странах;
♦ развитие демократизации за счет совершенствования рыночных отношений;
♦ подготовка национальных кадров;
♦ внедрение процедур мирного разрешения спорных и конфликтных ситуаций.
(-)
♦ подрыв национального суверенитета;
♦ усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами;
♦ готовность ради собственной стабильности не только поддерживать репрессивные режимы, но и сотрудничать с ними;
♦ интерес к сохранению дешевой рабочей силы в развивающихся странах;
♦ размывание национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции;
♦ договоренности с другими ТНК по разделу рынков и снижению конкуренции.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество