logo
otvety_vse

Транснациональные движения и организации

ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность ко­торых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличие от международных организаций (правительственных и Неправительственных) ТНК работают с целью извлечения при­были. При этом деятельность даже тех, которые обладают нацио­нальной спецификой, может противоречить национальным инте­ресам. Немецкий исследователь У. Бек (U. Beck) заметил: «Что хо­рошо для "Дойче-банк", давно уже нехорошо для Германии, транснациональные корпорации выходят из национально-государ­ственных рамок и де-факто расторгают договор о лояльности с институтами национального государства».

Количественный рост транснациональных корпораций, как и упомянутых других участников, также приходится на вторую по­ловину XX в. и продолжает увеличиваться. По оценкам ООН, в конце прошлого столетия в мире насчитывалось более 53 000 трансциональных корпораций. Около 90% всех ТНК базируются в развитых странах северного полушария.

Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков — ТНБ (англ.: transnational bank, TNB), которые осуществляют фи­нансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя воз­можность быстрого развития транснациональных корпораций. Если к тому же принять во внимание крупнейшие финансовые биржи, то в целом можно говорить о финансовых институтах в современ­ном мире как международных политических акторах. Очевидно, что, обладая таким финансовым, кадровым и про­чим потенциалом, а также действуя по всему миру, ТНК и ТНБ не могут не оказывать существенного влияния на политические процессы.

Финансовые рычаги, которыми располагают транснациональ­ные корпорации, позволяют им порой действовать весьма эффек­тивно и на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Известна и своеобразная посредническая деятельность ТНК. Например, в 1970-х годах, когда в мире разразился топлив­но-энергетический кризис, правительства стран ОПЕК получили финансовую поддержку от ряда ТНК, что способствовало более гибкой их позиции на переговорах со странами Запада. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать рас­слоение мира по линии «богатый Север— бедный Юг» за счет со­хранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга».

Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы (административно-территориальные образования государства — кантоны, федеральные земли, штаты и т.п.). С правовой точки зре­ния, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки и т.п. Тем самым эти территориальные образова­ния занимаются международной деятельностью.

Обычно регионы проявляют наибольшую активность в эконо­мической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги кор­пораций, которые конкурируют между собой. Успех же их конкуренции зависит от ряда факторов, в том числе развития инфраструктуры, научно-технического и трудового потенциала, политики местных властей и т.п. В современных условиях инфраструктура нередко складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные внутри государства. Например, северные области Италии интенсивнее coтрудничают с прилегающими кантонами Щвейцарии, чем с южными областями своей страны.

В современном мире экономические, финансовые и другие воп­росы тесно переплетаются с политическими. В результате внутригосударственные регионы все активнее действуют и в политичес­ком плане на международной арене, становясь самостоятельными акторами. Например, Шотландия заявляла о своем стремлении войти в структуры ЕС.

Внутригосударственные регионы становятся все более значимым фактором европейского строительства, что привело даже к появлению такого понятия, как «Европа регионов». Однако здесь есть и свои «подводные камни». Неконтролируемая регионализа­ция ослабляет центральные власти, создает опасность неравномерного развития государства, ведет к развитию конфликтных ситуа­ций. Чечня, Косово — лишь наиболее драматические примеры.

В последнее время обращается внимание и на то, что деятель­ность внутригосударственных регионов на мировой арене может вести к парадоксальному, на первый взгляд, процессу — ослабле­нию демократии в стране. Дело в том, что регионы тех или иных стран могут управляться коррумпированными, авторитарными властями. Тогда их «уход» из-под контроля центральных властей ведет к усилению негативных процессов на местном уровне. И все же самостоятельность регионов в целом ряде случаев способствует их динамичному развитию за счет привлечения иностранных ин­вестиций, создания рабочих мест и т.п.

Ниже приводятся некоторые положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК как актора на мировой арене:

(+)

♦ развитие мировой торговли;

♦ инвестирование в экономику развивающихся стран;

♦ создание рабочих мест в развивающихся странах;

♦ развитие демократизации за счет совершенствования ры­ночных отношений;

♦ подготовка национальных кадров;

♦ внедрение процедур мирного разрешения спорных и кон­фликтных ситуаций.

(-)

♦ подрыв национального суверенитета;

♦ усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами;

♦ готовность ради собственной стабильности не только под­держивать репрессивные режимы, но и сотрудничать с ними;

♦ интерес к сохранению дешевой рабочей силы в развива­ющихся странах;

♦ размывание национальных особенностей путем внедре­ния своих технологий и продукции;

♦ договоренности с другими ТНК по разделу рынков и сни­жению конкуренции.