Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
Мир транснационального взаимодействия состоит из 2 миров: мир государственно – центричный (действует по установленным правилам в соответствии с нормами международного права) и мир негосударственных акторов (управляют интересы каждого актора)
Тенденция транснационализации кардинально меняет структуру мира, ставит проблему формирования порядка, которому бы подчинялись новые акторы. Мир становится нерегулируемым, неуправляемым, следовательно появляется хаос. Транснационализация меняет сферу мировой политики.
Тенденция к транснационализации мировой политической структуры (усиление роста множественности акторов международных отношений)
Помимо государства, появляются другие акторы международных отношений:
Интеграционные региональные объединения
Межправительственные организации (раньше являлись проводниками национальных интересов государств, сегодня утверждаются как легитимные самостоятельные акторы)
Межправительственные неправительственные организации («Врачи без границ», Ассоциация независимых журналистов, Гринпис и т.д.)
ТНК, ТНБ (В современном мире экономика все больше влияет на политику. В сфере деятельности ТНК ¾ мировой торговли не действуют принципы рыночной экономики. ТНК регулируют 50 % мирового промышленного производства, более 65 % внешней торговли, 4/5 патентов ноу-хау) Контролируя производство и торговлю ТНК и их филиалы оказывают экономическое и политическое давление на страны, где филиалы располагаются. ТНК – подлинный хозяин в современной экономике. Валютные резервы ТНБ сегодня превосходят валютные резервы национальных банков все стран вместе взятых. В ТНБ преобладает американский капитал.
Внутригосударственные регионы. Административно-территориальные единицы. Приграничная торговля – первый шаг к определению внутригосударственных регионов как самостоятельных игроков (регулируется не государством, а губернатором и акимом).
СМИ (крайне непрозрачный бюджет, все ведущие СМИ фактически сконцентрированы в одних руках)
Мегаполисы (Мегаполис – население свыше 4 млн. человек и наличие спутников. В этом городе должны быть сосредоточены мощные финансы. Это экономический, финансовый, культурный центр, центр новых технологий, который обладает мощной инфраструктурой, с помощью которой он может вести деятельность за пределами государства.) Нью-Йорк, Лондон, Токио – классические мегаполисы. Бюджеты этих городов в несколько раз превышает бюджеты отдельных государств.
Этнические и религиозные движения. Объединения представителей какого-либо этноса в рамках многонационального государства. Ощущение угрозы своему языку, культуре – борьба за этнические права. Более радикальные требуют самоопределения вплоть до отделения. Невозможность обеспечить их требования приводит к сепаратизму. Угрозу сепаратизма несут именно радикальные. Религиозные движения – угроза религиозной идентичности какой-либо конфессии. Позиционируют себя как актора, зачастую представляют угрозу стабильности национальных государств, международной безопасности в целом.
Последствия транснационализации:
размывание национальных границ
возникновение новых каналов взаимодействия негосударственных акторов (напрямую без завязки от границ)
совершенно новая agenda международных отношений и мировой политики (ее формируют негосударственные акторы, которые ставят перед государствами совершенно новые проблемы, которым ранее уделялось либо мало внимания, либо не уделялось вообще). Появляются новые измерения международных отношений (экономическое, экологическое, правовое, человеческое и т.д.)
создание новой политической структуры мира
формирование условий для глобализации
Весьма значимый участник международного взаимодействия — транснациональные корпорации, ТНК (в ряде случаев используется и другой термин — мультинациональные или межнациональные корпорации, МНК). Ниже приводятся некоторые положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК как актора на мировой арене:
(+)
♦ развитие мировой торговли;
♦ инвестирование в экономику развивающихся стран;
♦ создание рабочих мест в развивающихся странах;
♦ развитие демократизации за счет совершенствования рыночных отношений;
♦ подготовка национальных кадров;
♦ внедрение процедур мирного разрешения спорных и конфликтных ситуаций.
(-)
♦ подрыв национального суверенитета;
♦ усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами;
♦ готовность ради собственной стабильности не только поддерживать репрессивные режимы, но и сотрудничать с ними;
♦ интерес к сохранению дешевой рабочей силы в развивающихся странах;
♦ размывание национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции;
♦ договоренности с другими ТНК по разделу рынков и снижению конкуренции.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество