Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
Германский вопрос на Тегеранской конференции.
На Т. к. приняли участие глава Советского правительства И. В. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а также их дипломатические советники и представители военных штабов трёх держав. В состав советской делегации входили В. М. Молотов и маршал К. Е. Ворошилов. Основное внимание на конференции было уделено военным вопросам. В декларации, опубликованной после Т. к., руководители трёх держав заявили, что они согласовали планы уничтожения германских вооружённых сил и "пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга". Советская делегация подчеркнула необходимость осуществления эффективных мер против возрождения германского милитаризма и реваншизма. Делегации США и Великобритании выдвигали различные планы послевоенного устройства Германии: план создания 5 германских государств и установления контроля Объединённых Наций над Руром, Сааром и др. районами Германии (Рузвельт); план создания "Дунайской федерации" с включением в неё всех южных провинций Германии и при дунайских стран Европы (Черчилль). Эти планы не получили поддержки со стороны советской делегации. По предложению Сталина вопрос был передан на изучение в Европейскую консультативную комиссию. На конференции было в принципе согласовано решение о передаче Кенигсберга (ныне Калининград) Советскому Союзу. Советский Союз твердо придерживался своей позиции, неоднократно сформулированной в официальных документах, что нельзя отождествлять клику Гитлера с германским народом, а союзники должны обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого и демократического государства.
Основные решения Крымской конференции.
Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции — Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым. Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Польша. СССР получил западную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по Пакту Молотова-Риббентропа, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона. Германия. Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны. Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия: на территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика, после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа». Балканы. Был обсуждён и извечный балканский вопрос — в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов». В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Репарации. В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций — было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций. В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций
Основные решения Потсдамской конференции.
Самым главным в решениях П. к. является вопрос о Германии (гл. III). При решении этого вопроса П. к. исходила из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое. В связи с этим П. к. потребовала от союзников одинакового обращения с немецким населением по всей территории Германии и наметила основные политические и экономические принципы общей союзной политики разоружения Германии в целях превращения её в единое демократическое государство, способное к эвентуальному мирному сотрудничеству на международной арене. Одновременно П. к. выдвинула задачу децентрализации политической структуры Германии, что должно способствовать демократическому развитию органов местного и провинциального самоуправления на основе представительства и выборности. Практической целью политических и экономических мероприятий союзников П. к. провозглашала: полное разоружение и демилитаризацию Германии, окончательное упразднение всех военных, полувоенных и нацистских организаций, учреждений и институтов (в частности генерального штаба), ликвидацию всех германских вооружённых сил, уничтожение военных запасов, предотвращение производства всех видов вооружения, запрещение иметь авиацию и морской флот. Экономические принципы (раздел В гл. III) разоружения Германии, занимающие важное место в решениях П. к., требуют ликвидации всей германской промышленности. Важнейшим средством экономического разоружения Германии являются репарации (гл. IV), которые одновременно должны были стать средством возмещения ущерба, причинённого Германией государствам- жертвам германской агрессии. П. к. определила порядок репарационных платежей капитальным оборудованием. Каждая из четырёх великих держав получала право в счёт репараций производить изъятия германского промышленного оборудования в своей зоне оккупации. Советский Союз, как наиболее пострадавшая страна, должен получить примерно 50% всех изъятий из Германии, П. к. установила, что СССР получит дополнительные поставки промышленного оборудования из западных зон оккупации. Конференция в принципе согласилась передать Советскому Союзу г. Кенигсберг (гл. VI) с прилегающим районом и определила впредь до окончательного решения территориальных вопросов новую советскую границу. П. к. с удовлетворением констатировала (гл. IX, о Польше), что в результате выполнения решений Крымской конференции создано и действует польское временное правительство Национального единства.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество