logo
otvety_vse

Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.

Во внешней политике Горбачева можно выделить примерно следующие этапы:

19851987 гг. Осторожное потепление в отношениях с Западом, но без разрыва с советской внешнеполитической традицией. 19871989 гг. Тотальная сдача международных позиций, крах соцлагеря. Фактическое окончание «холодной войны». 19891991 гг. Поиск нового места реформируемого СССР в перекраиваемой геополитической картине мира.

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции, в которой он оказался с начала 80-х гг. Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики задачи: укрепление мировой соцсистемы, развитие отношений с «освободившимися» странами (прежде всего с теми, кто ориентировался на соцлагерь), восстановление нормальных отношений с Западом, укрепление международного рабочего и коммунистического движения. Таким образом, начало вполне традиционное. Внешнеполитический курс Горбачева был одобрен XXVII съездом партии в начале 1986 года. Однако на протяжении 1987—1988 гг. были внесены существенные коррективы. Осенью 1987 года вышла книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира». «Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Его основные принципы сводились к следующим:

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, нормализация отношений с Западом, начало двустроннего сокращения вооружений, прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в «третьем мире», совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг. Все эти идеи высказывали и раньше многие видные мыслители и гуманисты прошлого. Но Горбачев был первым, кто положил эти принципы в основу международной политики глобальной сверхдержавы. Однако в условиях прогрессирующего ослабления СССР «новое мышление» оказалось лишь «хорошей миной при плохой игре» и послужило идеологическим обоснованием выхода СССР из ставшей для него безнадежной «гонки вооружений».

В 1987 году в ходе переговоров М. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск (май 1988 — февраль 1989 гг.). В январе 1989 года, подписав Венскую декларацию СБСЕ, СССР обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами, через несколько месяцев, в мае того же года, были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Указ, подтвержденный президентом России, вступил в силу с января 1993 года.

1989 год стал переломным в отношениях СССР и Китая. После вывода войск СССР с территории Афганистана и Монголии началась нормализация отношений между двумя странами. В мае — июне 1989 года состоялась советско-китайская встреча в Пекине на высшем уровне. Было заявлено о налаживании двустороннего сотрудничества, возобновлении переговоров по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы.

1989 год стал также переломным в отношениях между СССР и соцлагерем, многие лидеры которого не приняли горбачевского «нового мышления», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя. Правительство СССР взяло курс на перевод взаиморасчетов в рамках СЭВ на мировые цены и мировую валюту. Он привел к падению авторитета правящих партий соцстран, которые длительное время ориентировали свои народы на тесный экономический и военно-политический контакт с СССР. С лета 1989 года и до весны 1990 года в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы, взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод совестких войск со своих территорий. Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик бывших союзных государств. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему в послевоенной истории Европы вопросу — германскому. И это при том, что СССР имел и исторические, и моральные, и международно-правовые основания сказать свое весомое слово относительно путей объединения двух немецких государств и военно-политического статуса единой Германии.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание экономической интеграции соцстран, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 года был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских капиталов и товаров.