Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
Во внешней политике Горбачева можно выделить примерно следующие этапы:
1985—1987 гг. Осторожное потепление в отношениях с Западом, но без разрыва с советской внешнеполитической традицией. 1987—1989 гг. Тотальная сдача международных позиций, крах соцлагеря. Фактическое окончание «холодной войны». 1989—1991 гг. Поиск нового места реформируемого СССР в перекраиваемой геополитической картине мира.
В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции, в которой он оказался с начала 80-х гг. Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики задачи: укрепление мировой соцсистемы, развитие отношений с «освободившимися» странами (прежде всего с теми, кто ориентировался на соцлагерь), восстановление нормальных отношений с Западом, укрепление международного рабочего и коммунистического движения. Таким образом, начало вполне традиционное. Внешнеполитический курс Горбачева был одобрен XXVII съездом партии в начале 1986 года. Однако на протяжении 1987—1988 гг. были внесены существенные коррективы. Осенью 1987 года вышла книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира». «Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Его основные принципы сводились к следующим:
1. отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и коммунистическую — и признание современного мира единым и взаимосвязанным;
2. отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе двух противоположных систем и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности;
3. отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. д.).
В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, нормализация отношений с Западом, начало двустроннего сокращения вооружений, прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в «третьем мире», совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг. Все эти идеи высказывали и раньше многие видные мыслители и гуманисты прошлого. Но Горбачев был первым, кто положил эти принципы в основу международной политики глобальной сверхдержавы. Однако в условиях прогрессирующего ослабления СССР «новое мышление» оказалось лишь «хорошей миной при плохой игре» и послужило идеологическим обоснованием выхода СССР из ставшей для него безнадежной «гонки вооружений».
В 1987 году в ходе переговоров М. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск (май 1988 — февраль 1989 гг.). В январе 1989 года, подписав Венскую декларацию СБСЕ, СССР обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами, через несколько месяцев, в мае того же года, были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Указ, подтвержденный президентом России, вступил в силу с января 1993 года.
1989 год стал переломным в отношениях СССР и Китая. После вывода войск СССР с территории Афганистана и Монголии началась нормализация отношений между двумя странами. В мае — июне 1989 года состоялась советско-китайская встреча в Пекине на высшем уровне. Было заявлено о налаживании двустороннего сотрудничества, возобновлении переговоров по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы.
1989 год стал также переломным в отношениях между СССР и соцлагерем, многие лидеры которого не приняли горбачевского «нового мышления», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя. Правительство СССР взяло курс на перевод взаиморасчетов в рамках СЭВ на мировые цены и мировую валюту. Он привел к падению авторитета правящих партий соцстран, которые длительное время ориентировали свои народы на тесный экономический и военно-политический контакт с СССР. С лета 1989 года и до весны 1990 года в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).
Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы, взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод совестких войск со своих территорий. Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик бывших союзных государств. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему в послевоенной истории Европы вопросу — германскому. И это при том, что СССР имел и исторические, и моральные, и международно-правовые основания сказать свое весомое слово относительно путей объединения двух немецких государств и военно-политического статуса единой Германии.
Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание экономической интеграции соцстран, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 года был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских капиталов и товаров.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество