logo
otvety_vse

Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.

После обретения независимости Республика Казахстан ведет активную внешнюю политику. В свое время, верно, был определен многовекторный характер международной политики страны, которое полностью соответствует геополитическому положению Казахстана, его национально- государственным интересам.

Становление внешней политики Казахстана сопровождалось немалыми трудностями объективного и субъективного характера. С одной стороны, сложность состояла в том, что этот процесс начинался практически с нуля. У Казахстана не было традиций внешнеполитической деятельности в советский период, несмотря на то, что с 1944 года имел собственное министерство иностранных дел, который практически не был субъектом международного права и не имел необходимых институтов для внешнеполитической деятельности. Принципы же советской дипломатии не могли подходить нам по причине несовместимости с ее идеологией, целями и задачами/1/. С другой стороны, окончание холодной войны и наступившие после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставили перед республикой сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы месту и роли Казахстана в мировом сообществе.

По этому поводу К.К. Токаев отмечает, что «авторами концепции внешней политики Казахстана стояли сложные задачи осмысления и обобщения процессов, происходящих за пределами страны. Это было необходимо прежде всего для того, чтобы точно определить место и роль Казахстана в современных международных отношениях, выявить приоритеты во внешней политике государства»/2/.

Важное значение на этапе становления казахстанской внешней политики имело утверждение позиций Казахстана в Организации объединенных наций. Казахстан заявил о своем стремлении оказывать всемерное содействие укреплению роли и повышению эффективности всемирной организации в таких вопросах, как поддержание мира и безопасности (отказ от ядерного наследства СССР), обеспечение устойчивого социально- экономического развития, утверждения демократии и верховенства закона/3/.

Место Республики Казахстан в системе международных отношений определили геополитическое расположение его на стыке Европы и Азии, экономические и военно-политичекие интересы, а также существующий потенциал.

Перед казахстанской внешней политикой ставилась задача обеспечения полного включения Республики Казахстан в региональные и субрегиональные структуры экономического и политического взаимодействия на основе общепризнанных принципов международного права как главного средства регулирования споров и противоречий.

Придерживаясь принципа многовекторности внешних связей, Казахстан стремился к созданию прочной договорно-правовой основы на всех направлениях внешней политики. Отношения с государствами Азии, Европы и Америки изначально строились на основе объективных потребностей в обеспечении долгосрочных национальных интересов нашего государства. Основная цель состояла в том, чтобы добиться утверждения политической независимости и безопасности страны, признания необратимости превращения Казахстана в субъект международных отношений. При этом большое значение отводилось подписанию двусторонних и многосторонних международных договоров. Можно с уверенностью сказать, что эти документы сыграли важную роль в укреплении государственности Казахстана. Вступая в отношения с другими государствами и международными организациями, Казахстан проявил стремление к активному применению общепринятых в современном мировом сообществе норм поведения. Тем самым Республика Казахстан определяло рамки сотрудничества с другими странами на условиях консенсуса, взаимного уважения и взаимной выгоды.

По мнению Президента Н. Назарбаева, многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие- либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в нашей стране»/4/.

С первых дней независимости и по сей день внешнеполитические приоритеты нашей страны остаются неизменными. Это активная, разносторонняя и сбалансированная внешняя политика, способная противостоять вызовам XXI века и нацеленная на обеспечение долгосрочных национальных интересов. Приоритетными направлениями были и остаются развитие сотрудничества с Россией, государствами Центрально-азиатского региона, Китаем, США, Европейским союзом. Большое значение придается взаимодействию с основными странами Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-восточной Азии.

Внешняя политика Казахстана направлена не только на развитие взаимоотношений с государствами, но и на развитие отношений с различными международными организациями. Кроме вышеназванного ООН, наша республика сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», а также является страной- участницей ОБСЕ. Во время вступления в ОБСЕ Казахстан преследовал две главные цели – достижение большей вовлеченности Казахстана и Центральной Азии в решение проблем европейской безопасности и, через это наведение мостов между евроатлантизмом и евразийством, а также повышение роли ОБСЕ в предотвращении конфликтов и в решении экономических и экологических задач/5/. На данном этапе повышение авторитета нашей страны в рамках данной организации является решение совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, доказывает, что сегодня внешняя политика Республики Казахстан вышла на качественно новый уровень международного признания. Также РК сотрудничает с МВФ, ЕБРР, Азиатским банком развития, ПРООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, организацией экономического сотрудничества.

Так же нужно отметить большой вклад в развитие многогранного сотрудничества страны с государствами мира и международными организациями внесли казахстанские дипломаты во главе с бывшими министрами иностранных дел Республики Казахстан А.Х. Арыстанбековой, Т. Сулейменовым, К. Токаевым, Е Идрисовым, М. Тажиным,. В данный момент эстафету управления внешнеполитического ведомства взял К. Саудабаев который продолжает активную деятельность по продвижению имиджа Казахстана на мировой арене.

Таким образом, на основе сформированных руководством нашей страны внешнеполитической доктрины и концепции национальной безопасности Казахстан сегодня является полноправным членом международного сообщества и по праву пользуется заслуженным авторитетом его участников. Республика Казахстан воспринимается как региональная держава, обладающая сильной экономикой и прочными позициями в мире.

За период независимости Казахстан смог решить все территориальные проблемы с приграничными странами, подписав со всеми соседями договоры о делимитации и демаркации государственных границ протяженностью в 14 тысяч километров, в том числе с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном/8/.

Поэтому на сегодняшний день ни в рамках СНГ, ни в мировом сообществе нет государств, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами.