Расширение Европейского Союза на Восток
Возвращение на Запад стран ЦВЕ начало происходить, таким образом, раньше через их полноправное участие в Североатлантическом альянсе, чем в Европейском Союзе, для которого подготовительный этап расширения на Восток является более основательным, а значит и длительным. Для ЕС это оказалось непростой ситуацией. Будущему расширенному составу Союза необходима прогностическая оценка, требуется конкретизация его места и его роли в формирующейся европейской системе безопасности и обороны, которая должна постепенно охватить все государства ЕС. Одновременно будущие новые члены ЕС становятся преимущественно членами системы безопасности НАТО и входят в его военно-политические структуры.
Поскольку среди претендентов, стремящихся войти в Европейский Союз, преобладают страны Восточной Европы, то этот процесс получил название «расширение ЕС на Восток», он является пятым по счету этапом расширения.
Процесс расширения Европейского Союза, охватывающий страны Центральной и Юго-Восточной Европы, европейские политологи называют наиболее трудным по концепции, размаху и объему, а так же по своим политическим, экономическим, финансовым, административным, правовым и социальным масштабам. Европа осознаёт тот факт, что процесс расширения сопряжен с такими проблемами, как необходимость ликвидации экономического отставания стран, претендующих на членство в ЕС, как решение, например, разногласий между европейскими странами в вопросе конфликта вокруг Кипра и разрешение соперничества между Грецией и Турцией; также с проблемой соблюдения прав человека в странах «новой демократии», перестройкой отношений со старыми партнерами и целым рядом других вопросов.
Западноевропейские государства понимают, что экономическая, политическая и социальная стабильность стран ЦВЕ служит их собственным интересам. Но для безопасности Европы расширение столь же важно, как решение вопросов в сфере отношений НАТО – ЕС и создания европейских вооруженных сил. Немецкий исследователь К. Франкенбергер, говорит о преимуществах расширения на Восток для центральных государств, которое «приведет к тому, что Германия перестанет быть восточным рубежом Союза, оказавшись в самой его сердцевине. Когда этот этап расширения завершится, в новой Европе будут преодолены барьеры, воздвигнутые в ситуации военного и властно-политического противостояния».
Устремленность восточноевропейских государств и прибалтийских республик на Запад обусловлена не только их историческими и духовно-культурными корнями, но во многом соображениями безопасности. Для стран ЦВЕ западная солидарность имеет значение в рамках их присоединения к функционирующим западным институтам безопасности.
Внешнеполитический курс стран ЕС на расширение сотрудничества в сфере внешней политики и политики безопасности в начале XXI в. приобрел реальные очертания.
Присоединение стран ЦВЕ к ЕС оказывает глубокое влияние на общеевропейский процесс и на институциональную структуру Сообщества. Расширение на Восток сопряжено с рядом сложностей, преодолевать которые необходимо будет не только странам-кандидатам, но и странам-членам ЕС. Если для первых важное значение приобретают проблемы экономического и социально-политического характера, то для вторых – это реформа европейских институтов, вызванная необходимостью найти политическое и институциональное равновесие между развитыми и развивающимися членами и кандидатами в члены ЕС.
8 из вступивших стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП. Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. Согласно официальному сайту Европейской комиссии, подписи Болгарии и Румынии во вступительном договоре ознаменовывают окончание пятого расширения ЕС. Следовательно, расширение в 2004 было только частью Пятого расширения. Недавно Эльмар Брук, немецкий член Европарламента и председатель комитета Европарламента по иностранным делам, добавил: "Мы не думаем, что Хорватия - часть будущего расширения. Хорватия - последняя часть продолжающегося расширения по формуле 10+2+1". Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и страны, вступившие в 2004 году, они оказались перед лицом некоторых ограничений. Недостаточность прогресса в некоторых областях, таких как судебная власть, привели к дальнейшим ограничениям: в частности, средства из фондов ЕС они будут получать в обычном режиме, пока не добьются прогресса в проблемных областях.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество