Трансформация понятия стратегической безопасности
Вопросы безопасности на протяжении всего XX столетия находились в фокусе внимания политиков и общественности. Уже после окончания Первой мировой войны и с началом противостояния двух систем безопасность воспринималась как ситуация порядком выше чем мир, поскольку она предполагала не просто мир, понимаемый как отсутствие войны, а создание условий для дружественных добрососедских отношений, обеспечения стабильности и благосостояния народов. Однако интерпретация безопасности постоянно корректировалась в конкретной политической обстановке. Это следует особо подчеркнуть поскольку в нашем сегодняшнем быстро меняющемся мире условия стабильного благополучного существования государств и народов резко изменились, но в своем поведении мы часто продолжаем мыслить теми же категориями и соответственно действовать как в веке минувшем. Поэтому естественно желание участников международного сообщества иметь вполне определенное представление о том, с какими вызовами безопасности мы сталкиваемся, какой сценарий обеспечения безопасности является наиболее приемлемым и как наилучшим образом осуществить на практике целевые установки нового подхода к безопасности.
Все страны сходятся сегодня на признании обеспечения безопасности в качестве ключевой задачи для обеспечения мира и устойчивого развития.
Стратегическая безопасность представляет собой конвергенцию двух концепций (стратегической стабильности и безопасности во всех аспектах), которыми США и СССР, а затем Россия вплоть до последнего времени руководствовались в международных делах.
Концепция стратегической стабильности родилась во время переговоров по ОСВ в 70-е годы. Суть этой концепции — обеспечение стабильности систем ядерного оружия, регулирование и сокращение этих вооружений.
Эта концепция применялась как к стратегическим наступательным, так и к оборонительным вооружениям, и вписывалась в контекст концепции взаимного гарантированного уничтожения.
Другие компоненты этой концепции включали предотвращение кризисных ситуаций и военные меры доверия, включая обмен информацией об определенных формах военной деятельности, а также создание зон ограниченной военной активности.
На протяжении 70-х и 80-х годов понятие стратегической стабильности применялось сугубо к военной сфере, так как с идеологической точки зрения стратегическая стабильность рассматривалась Советским Союзом как отрицание национально-освободительной и революционной борьбы. И лишь в ноябре 1991 года между СССР и США было достигнуто согласие о распространении понятия “стратегическая стабильность” на все виды глобального взаимодействия, что означало необходимость пилотирования перемен в мире эволюционным, ненасильственным, демократическим путем. Это произошло на заседании специально созданной рабочей группы на высоком уровне по стратегической стабильности. В ней, к слову говоря, участвовал ряд видных представителей нынешней администрации США.
Стратегическая безопасность призвана обеспечить мир, стабильность и благополучие не для избранных, а для всех народов, выдвижение во главу угла безопасности личности не только от насилия, но и от голода, болезней, экологической деградации.
В политико-дипломатическом плане главный акцент - предотвращение конфликтов (превентивная дипломатия), а в случае их возникновения — мирное урегулирование.
Утверждение в новом глобальном демократическом порядке примата международного права на всех уровнях – глобальном, региональном, национальном означает присоединение государств к существующим международным договорам через их подписание и ратификацию и обеспечение соблюдения договоров.
Действенность международного права, в свою очередь, предполагает одинаковое равенство всех перед законом и ответственность не народов и религий, а тех, кто принимает политические решения, соотнесение международного права с общечеловеческими морально-этическими стандартами. Примат международного права включает гуманитарный императив — соблюдение гуманитарного порога при всех действиях и применение гуманитарной интервенции лишь в качестве крайнего средства.
В порядке превентивной дипломатии в дополнение к уже осуществляемым мерам следует рекомендовать создание демилитаризованных зон, кондоминумов и культурных автономий включение в решение спорных вопросов международных правовых органов (по примеру Аландских островов) и успешного решения спорных вопросов между Словакией и Венгрией по поводу пограничных спорных вопросов.
Экономические и технологические процессы глобализации выдвигают на передний план в международном праве 2 блока вопросов:
борьба с глобальными структурами организованной преступности;
гражданско-правовое регулирование деятельности глобальных ТНК через создание предпринимательского и финансового права как самостоятельных отраслей международного права.
В новом глобальном порядке центром согласования действий государств и взаимодействия с негосударственными структурами должна выступать ООН, под крышей которой собрались все государства мира. Общая, коллективная, основанная на сотрудничестве безопасность — ее главная цель.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество