«Апостол Павел»
Среди икон Троицкого иконостаса икона апостола Павла имеет больше других основание, чтобы рассматриваться как работа самого Рублева. Павел не похож на величавого мудреца, написанного Феофаном для Благовещенского собора; в нем сильнее выражено взволнованное обращение к Вседержителю. Табл. 58Вместе с тем, он отличается также от фигуры Павла в иконостасе Васильевском, решенной более декоративно и плоскостно. Павел в иконостасе Троицкого собора — сильный, напряженный характер, в нем подчеркнуто, что он широко расставил ноги и выставил правую ногу вперед, что он крепко сжимает в руках книгу и наклонил свою голову. По живописи икона превосходна: преобладанию темно-малинового плаща противостоит киноварный переплет книги. Энергично положены блики на рукаве и на колене. Если это действительно позднее произведение Рублева, то, судя по нему, можно утверждать, что и в старости художник не утратил силы и энергии. По своему артистизму фигура апостола Павла решительно отличается от условной, бесхарактерной фигуры апостола Петра и большинства других икон Троицкого иконостаса.
- Мастерство Феофана
- Феофан и молодой Рублев
- Возвышение Москвы
- Древнерусские летописи
- Иконопись
- Монастыри
- Сергий Радонежский
- Рублев в Троицком монастыре
- Епифаний Премудрый
- Формирование творчества Рублева
- Работы в Московском Кремле
- «Евангелие Хитрово»
- «Евангелие Кошки»
- Ранние работы Рублева
- Андроников монастырь
- Московский Кремль начала XV века
- Древние иконы Успенского собора Кремля
- Росписи в алтаре
- «Страшный суд»
- Расположение росписей
- «Шествие праведных в рай»
- «Трубящие ангелы»
- «Праведные жены»
- «Апостолы и ангелы»
- Иконостас Успенского собора
- Звенигородский чин
- «Архангел Михаил»
- Колорит Звенигородского чина
- Нашествие монголо-татар
- Работы в Троицком монастыре
- Библейская легенда
- Изображение Троицы на Руси и Рублев
- Художественное созерцание
- Историческое объяснение
- «Круговая тема»
- Музыкальное согласие форм
- Очарование «Троицы»
- Икона в Троицком соборе
- Иконостас Троицкого собора
- «Апостол Павел»
- «Иоанн Предтеча»
- Время Рублева
- Рублев и современная ему культура
- Художественная ценность творчества Рублева
- Средневековая символика
- Эстетика Рублева
- Живописные средства
- Целостность образа и пропорции
- Рублев и итальянская живопись
- Историческое место Рублева
- Феофан и Рублев
- Искусство Рублева в наши дни