logo
Среди греческих художников

Время Рублева

     Вспоминая суровое время, когда жил и творил Рублев, нельзя не удивляться тому, что ему удалось создать такое высокое и совершенное искусство. Между тем в его возникновении и позднее в его гибели была своя историческая закономерность. Борьба с наступавшими с Востока монголами, с кочевниками, со степью требовала от русского народа огромного напряжения физических и моральных сил. Порождением этого морального подъема и было искусство того времени. Существовало много причин, почему эти силы смогли найти себе выражение в искусстве. Ради победы над врагами требовалось тогда преодоление розни, необходима была готовность подчиниться единой власти, и хотя Москва уже в те годы прибегала к насилию, грешила эгоизмом, она  выражала духовные стремления всего народа. Через Византию Древняя Русь была приобщена к богатому наследию античности, русский народ накопил свой собственный жизненный опыт. Как в сфере религиозной, так и художественной тогда еще не было строгой регламентации. Художники пользовались свободой, и потому русский гений мог подняться на большую высоту, русская иконопись заняла первое место в Восточной Европе. Золотой век русской живописи продолжался вплоть до Дионисия и создателя иконы «Апокалипсис» кремлевского мастера, верных продолжателей Рублева.

     Перелом наступает в середине XVI века, когда Москва становится оплотом самодержавия, деспотизма восточного типа. Нельзя сказать, что это было всего лишь новая стилевая фаза равноправная предыдущей. Наступает трагический конец тому, что составляло достояние искусства Рублева и Дионисия. Стоглавый собор поставил имя Рублева на своем знамени, и слишком доверчивые историки признают в этом историческую преемственность. По сути же дела сама канонизация Рублева и его шедевра противоречат духу его искусства, творческой свободе и вдохновению, к которым призывал он.

     Русские люди шли на борьбу под стяги Димитрия, чтобы сломить силу монголов, и никто не мог предвидеть тогда, что Москва станет оплотом самодержавия, что на смену татарскому игу придет крепостничество, что в жизни церкви, как и в государстве, восторжествует полицейский режим, царские власти подчинят себе искусство, будут навязывать художникам свои программы, сведут их роль к роли иллюстраторов, что на смену творчества гениев придет мастеровитость, ремесло посредственностей. И если в искусстве что-то и сохранится живое и поэтичное, то лишь вопреки всему тому, что делалось властями. За все время, до полного исчезновения древнерусской живописи при Петре, в ней не было ни одного мастера, равного Рублеву и Дионисию.

     Нужно отдать себе в этом отчет для того, чтобы понять, почему искусство Рублева не стало началом длительного развития. Оно было порождением короткого просвета в исторической трагедии народа. Он воспользовался недолгой творческой свободой, чтобы в созданиях гения высказать самые заветные свои представления о мире, о человеке и о красоте, свои мечты и идеалы. Об этом мимолетном сновидении могли лишь догадываться художественные гении России последующего времени.