Средневековая символика
Но слово символика недостаточно для понимания художественного языка Рублева и его отличий от средневекового Запада. Там, вплоть до Ренессанса, преобладал аллегорический язык. Каждый предмет имел свой определенный ключ: собака — значила верность, овца — невинность, гвоздика — супружество, виноградарь — месяц март, лев — Христос, единорог — Богоматерь, скелет — смерть и так далее. Каждая аллегория имела свою разгадку, и разгадка эта лежала вне нее. У Рублева можно найти элементы аллегории, но самое существенное у него — символы. Изображение у него не только воспроизводит определенный предмет, помимо этого в нем самом заключен еще второй, более широкий смысл, который раскрывается в процессе созерцания образа. Символ не так ограничен, как аллегория, порой менее отчетлив, чем она, зато он может получить широкое значение, ведет внимание зрителя к самой сущности вещей. В аллегориях больше участвует рассудок, в символах — больше фантазии.
В искусстве Рублева преобладает символ, и это дает ему такую глубину. Круг в живописи Рублева всегда имел большое значение, но его невозможно свести к одному ключу. Он и солнце, и вечность, и единство, и рай, и любовь, и еще многое другое. Краски также имели каждая свое известное значение: белая — свет, красная — пламя, зеленая — юность и тому подобное. Помимо условного значения краски Рублева, особенно его любимой голубец, непосредственно действуют на взгляд и вызывают соответствующие чувства. В каждом произведении в зависимости от контекста его роль может быть различной.
- Мастерство Феофана
- Феофан и молодой Рублев
- Возвышение Москвы
- Древнерусские летописи
- Иконопись
- Монастыри
- Сергий Радонежский
- Рублев в Троицком монастыре
- Епифаний Премудрый
- Формирование творчества Рублева
- Работы в Московском Кремле
- «Евангелие Хитрово»
- «Евангелие Кошки»
- Ранние работы Рублева
- Андроников монастырь
- Московский Кремль начала XV века
- Древние иконы Успенского собора Кремля
- Росписи в алтаре
- «Страшный суд»
- Расположение росписей
- «Шествие праведных в рай»
- «Трубящие ангелы»
- «Праведные жены»
- «Апостолы и ангелы»
- Иконостас Успенского собора
- Звенигородский чин
- «Архангел Михаил»
- Колорит Звенигородского чина
- Нашествие монголо-татар
- Работы в Троицком монастыре
- Библейская легенда
- Изображение Троицы на Руси и Рублев
- Художественное созерцание
- Историческое объяснение
- «Круговая тема»
- Музыкальное согласие форм
- Очарование «Троицы»
- Икона в Троицком соборе
- Иконостас Троицкого собора
- «Апостол Павел»
- «Иоанн Предтеча»
- Время Рублева
- Рублев и современная ему культура
- Художественная ценность творчества Рублева
- Средневековая символика
- Эстетика Рублева
- Живописные средства
- Целостность образа и пропорции
- Рублев и итальянская живопись
- Историческое место Рублева
- Феофан и Рублев
- Искусство Рублева в наши дни