Искусство Рублева в наши дни
Искусство Рублева вызывает в современном зрителе неподдельное восхищение. Перед его произведениями никто не скажет, что это искусство младенчески-простодушное, как иконы Новгородской, особенно Северной школы. В работах Рублева мы сталкиваемся с большой зрелостью мысли, с высоким совершенством мастерства. Его искусство вобрало в себя огромный опыт многовековой культуры древней Руси и, вместе с тем, сохранило чистосердечие, способное растрогать человеческое сердце. Современному художнику в поисках непосредственности легче понять древнерусский примитив и приблизиться к нему. Искусство Рублева может его восхитить, но следовать ему почти невозможно. В русском искусстве только в некоторых работах Венецианова, Александра Иванова, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Фаворского звучат нежные рублевские ноты.
В жизни Рублеву открылось много светлого и отрадного. Успехи народа на пути освобождения, пробуждение в нем нравственных сил не могли не вдохновлять его как чуткого художника. Общая опасность заставляла в то время народ пренебрегать частными интересами и разногласиями и объединять свои усилия под стягом общенациональной независимости. Мысль, способная проникнуть в суть явлений, только еще просыпалась. Но уже явственно говорил голос сердца. То было время, когда в русской культуре слово принадлежало художникам.
Искусство Рублева принадлежит своему времени, народу, из которого вышел художник. И вместе с тем, в его созданиях сказывается одна драгоценная черта, которая и позднее свойственна была русскому искусству. Гений русского народа выступает в «Троице» Рублева освобожденным, очищенным. Универсализм русского искусства порожден был неустанной мыслью лучших умов России о всеобщем и общечеловеческом. Классика рублевских ангелов означает, что они принадлежат не только своему веку и своему народу. Этим объясняется, что человечество приняло его дивные создания и поклонилось его гению.
За последние годы имя Рублева получило признание не только в нашей стране, которая с полным правом может гордиться тем, что взрастила такого гения, но и за рубежом, хотя там нет его работ и его знают только по воспроизведениям, которые дают лишь отдаленное представление о достоинстве подлинников.
Чем же Рублев так захватывает нашего современника? Конечно не только своим личным очарованием, счастливым даром колориста, совершенным мастерством, но и доступной ему какой-то высшей правдой в искусстве. Эта правда — нечто совсем иное, чем правдоподобие, сходство с тем, что каждый видит в окружающем его реальном мире. В образах Рублева много небывалого, невиданного, невероятного, несбыточного, и, тем не менее, его мечты, невыполнимые желания, светлые сновидения необходимы человеку, без них ему было бы недоступно великое и возвышенное.
- Мастерство Феофана
- Феофан и молодой Рублев
- Возвышение Москвы
- Древнерусские летописи
- Иконопись
- Монастыри
- Сергий Радонежский
- Рублев в Троицком монастыре
- Епифаний Премудрый
- Формирование творчества Рублева
- Работы в Московском Кремле
- «Евангелие Хитрово»
- «Евангелие Кошки»
- Ранние работы Рублева
- Андроников монастырь
- Московский Кремль начала XV века
- Древние иконы Успенского собора Кремля
- Росписи в алтаре
- «Страшный суд»
- Расположение росписей
- «Шествие праведных в рай»
- «Трубящие ангелы»
- «Праведные жены»
- «Апостолы и ангелы»
- Иконостас Успенского собора
- Звенигородский чин
- «Архангел Михаил»
- Колорит Звенигородского чина
- Нашествие монголо-татар
- Работы в Троицком монастыре
- Библейская легенда
- Изображение Троицы на Руси и Рублев
- Художественное созерцание
- Историческое объяснение
- «Круговая тема»
- Музыкальное согласие форм
- Очарование «Троицы»
- Икона в Троицком соборе
- Иконостас Троицкого собора
- «Апостол Павел»
- «Иоанн Предтеча»
- Время Рублева
- Рублев и современная ему культура
- Художественная ценность творчества Рублева
- Средневековая символика
- Эстетика Рублева
- Живописные средства
- Целостность образа и пропорции
- Рублев и итальянская живопись
- Историческое место Рублева
- Феофан и Рублев
- Искусство Рублева в наши дни