logo
TMO_Novikov

5. “Теория” внешней политики в. Ленина

Захватив власть и провозгласив победу в России “социалистической революции”, В. Ленин сделал 26 октября 1917 г. доклад о мире, в котором предложил “всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире” [179]. Большевистский вождь считал таким миром “немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций” [180] (т. е. платежей, налагаемых победителем на побежденное государство; современным международным правом запрещены - Г. Н.).

Любопытно, что, разъясняя понятие “аннексия”, В. Ленин апеллировал не только к “трудящимся классам”, но и к “правовому сознанию демократии вообще” [181]. В “Декрете о мире” он провозгласил также отмену тайной дипломатии. Вот эти самые лозунги и были впоследствии положены в основу доказательств существования так называемой “ленинской концепции мирного сосуществования”.

В действительности же В. Ленин добивался власти, вдохновляясь идеей “мировой социалистической революции”. Приехав в Россию с помощью германского Генерального штаба, именно к мировой революции он призвал с броневика у Финляндского вокзала в своих апрельских тезисах 1917 г. Эта цель являлась теоретическим обоснованием захвата большевиками власти в России в надежде воспламенить русской революцией “горючий материал мировой политики”, как любил выражаться Владимир Ильич. Она провозглашалась им и после создания советского государства. “Мы доказали, что, ставя ставку на международную пролетарскую революцию, мы не ошиблись” [182], - утверждал он в речи о международном положении, произнесенной на VI Всероссийском чрезвычайном съезде советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (6- 9 ноября 1918 г.).

Отвечая на вопросы американского агентства “Юнайтед пресс”, Председатель Совета Народных Комиссаров уверял в июле 1919 г., что “победа международной Советской республики обеспечена” [183]. Еще год спустя В. Ленин писал, что “во главу угла всей политики Коминтерна по национальному и колониальному вопросу должно быть положено сближение пролетариев и трудящихся масс всех наций и стран для совместной революционной борьбы за свержение помещиков и буржуазии” и что федерация “на базе советского строя, советского движения” является “переходной формой к полному единству трудящихся разных наций” [184].

В отличие от якобинцев, которые революционным лозунгом “мир хижинам, война дворцам” утверждали принцип национального суверенитета, большевики, революционизируя международные отношения, провозглашали верховенство классовых интересов в мировом масштабе. В речи на первом Всероссийском съезде военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 г. В. Ленин заявил: “Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций” [185].

В докладе о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского совета 14 мая 1918 г. Председатель СНК подтверждал, что “интересы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства” [186]. В первое время после октября 1917 г. он не сомневался в том, что “социалистическая революция в Европе должна наступить и наступит” [187].

Заметим, что откровенно или скрыто провозглашаемая мировая революция на долгие годы составила идейное оправдание и конечную цель внешней политики советского государства. Но мировая революция “запаздывала”. В ноябре 1918 г. В. Ленин то и дело подбегал к телеграфному аппарату, ожидая победы социалистической революции в Германии. В 1919 г. он признал, что мировая революция “будет, судя по началу, продолжаться много лет”.

Это побудило его сформулировать прагматическую, “рабочую” концепцию внешней политики “для того периода, когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства” [188]. Так, в 1920 г. В. Ленин заявил, что во внешнеполитические планы советского государства входит “мирное сожительство с народами, с рабочими и крестьянами всех наций, просыпающимися к новой жизни, к жизни без эксплуатации, без помещиков, без капиталистов, без купцов” [189].

Под “мирным сожительством” он понимал, в частности, “вступление на путь торговых сношений” [190]. Но это “мирное сожительство”, по Ленину, опять-таки должно было служить укреплению дела социализма и ослаблению империализма: “Ибо пока не вспыхнула международная, несколько стран охватывающая, социалистическая революция, настолько сильная, чтобы она могла победить международный империализм, до тех пор прямой долг социалистов, победивших в одной (особенно отсталой) стране не принимать боя с гигантами империализма, стараться уклониться от боя, выжидать, пока схватка империалистов между собою еще более ослабит их, еще более приблизит революцию в других странах” [191].

С этой целью на собрании актива московской организации РКП (б) 6 декабря 1920 г. В. Ленин призвал “использовать противоположности и противоречия между двумя группами капиталистических государств, натравливая их друг на друга” [192]. Он выдвигал “тактику натравливания империалистов друг на друга” на период, “пока мы не завоевали всего мира”. И просто разъяснял ее значение: “Если бы мы этого правила не держались, мы давно, к удовольствию капиталистов, висели бы все на разных осинах” [193].

Иными словами, спасая всеми возможными способами советскую власть во враждебном международном окружении, большевистское правительство во внешней политике практиковало старые как мир жесткие принципы реализма, не вполне согласовывавшиеся с идейными постулатами коммунизма. В. Ленин откровенно говорил, что “договоры и … законы перед лицом разгоревшихся международных конфликтов, это – не более, как клочок бумаги” [194]. В связи с подготовлявшейся Англией, Францией и Италией конференцией по вопросам Ближнего Востока после поражения англо-греческой интервенции в Турции он заявил в октябре 1922 г. о том, что “ближневосточная политика есть для нас дело самого реального и непосредственно жизненного интереса России и целого ряда федерированных с нею государств” [195].

В этом смысле весьма красноречив эпизод с предложением английских лейбористов, сделанным большевикам через торгпреда в Великобритании Л. Красина о выводе советских войск из Грузии и проведении там референдума. В. Ленин язвительно и не без основания просил разъяснить английской Рабочей партии, что выполнение предложенных мер было бы вполне разумно при условии проведения англичанами подобных мероприятий в ее колониях, а также распространения их “на все народности земного шара” [196]. Отсутствием “реального установления равноправия наци”, “реальных планов мирного сожительства между ними” оправдывал В. Ленин и отрицательное отношение большевиков к Лиге Наций [197].

Таким образом, ленинская концепция “мирного сожительства” носила двойственный характер: ее истинный смысл заключался прагматической адаптации теории мировой революции к реальным международным условиям. И хотя вождь пролетариата в конце 1919 г. иногда уверял, что “социальная революция зреет в Западной Европе не по дням, а по часам, что то же происходит в Америке и в Англии” [198], спад революционных волнений в капиталистических странах побуждал его питать больше надежд в осуществлении мировой революции на “эксплуатируемые массы” Востока. “Теперь нашей Советской республике предстоит сгруппировать вокруг себя все просыпающиеся народы Востока, чтобы вместе с ними вести борьбу против международного империализма” [199], - такую задачу поставил В. Ленин в докладе на 11 Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. Для того, чтобы в “истории мировой революции” восточные трудящиеся массы смогли сыграть “большую роль и слиться в этой борьбе с нашей борьбой против международного империализма” [200], по мысли В. Ленина, необходимо было “перевести истинное коммунистическое учение, которое предназначено для коммунистов более передовых стран, на язык каждого народа” [201].

Таким образом, В. Ленин определил на семь десятилетий цели советской внешней политики. Разумеется, за этот продолжительный период ее теория и практика вобрали в себя иные элементы, отражавшие наступление новой эпохи, прежде всего появление оружия массового уничтожения. Тем не менее, вплоть до “нового политического мышления” М. Горбачева марксистско-ленинский “классовый подход”, “мировая революция” и “полная победа над международным империализмом” составляли идейно-теоретическое основание внешней политики СССР.