logo
TMO_Novikov

2. “Новое политическое мышление”

“Перестройка” советской общественной и политической системы, предпринятая М. Горбачёвым, во внешней политике СССР нашла отражение в идее “нового политического мышления”. М. Горбачев подчеркивал, что “новое мышление” – это “не одноразовая корректировка позиции, а методология ведения международных дел”.

В чем заключалась его суть? М. Горбачев определил ее так: “Ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей и еще точнее – выживание человечества”. Горбачевское руководство внесло изменения в новую редакцию Программы КПСС, принятую XXVII съездом партии (1986 г.), исключив из нее определение мирного сосуществования как “специфической формы классовой борьбы”.

Из новой редакции Программы также было исключено следующее положение, теоретически допускавшее возможность третьей мировой войны: “В случае, если империалистические агрессоры все же осмелятся развязать новую мировую войну, народы не будут больше терпеть строй, ввергнувший их в опустошительные войны. Они сметут и похоронит империализм”.

При этом Генеральный секретарь ЦК КПСС говорил о неизбежности экономического, политического, идеологического соревнования между капиталистическими и социалистическими странами в “рамках мирного соперничества”, добавляя, однако, “что судить о достоинствах той или иной системы должна история”, которая “все рассудит”. По его собственным словам, “черпая вдохновение у Ленина”, М. Горбачев предложил “новое прочтение ленинского теоретического наследия”, подчеркивая в нем “мысли о приоритете общечеловеческих интересов над классовыми”: “Всю глубину и значимость ленинских мыслей мы поняли лишь теперь. Они и питают нашу философию международных отношений, новое мышление”.

Таким образом, в предложении “нового мышления” просматривались два противоречащих друг другу принципиальных тезиса:

1. Советское руководство в лице М. Горбачева отказывалось от постулата о неизбежности свержения капитализма, подтвержденного секретарем ЦК КПСС В. Пономаревым в 1983 г. по случаю 100-летия со дня смерти К. Маркса. По сути дела, это означало, что новое руководство КПСС отказывалось от изначальной цели внешней политики советского государства – мировой революции.

2. Этот отказ представлялся М. Горбачевым как развитие ленинских идей в соответствии с потребностями эпохи, как творческое применение ленинизма в условиях конца XX столетия.

Действительно, В. Ленин оставил противоречивое теоретическое наследие во внешней политике советского государства. Он вообще доказал в своей политической деятельности прагматическое обращение с учением К. Маркса, освященное формулой “марксизм – не догма, а руководство к действию”, что характеризует Ленина прежде всего не как теоретика, а как талантливого политика. М. Горбачев, замечал, что “Ленин умел видеть дальше”, выходить за их “классовые пределы политики”.

Однако, если абсолютизировать эту особенность политической философии В. Ленина, можно вообще отрицать ее классовый характер, что совершенно ошибочно.

Политические взгляды самого М. Горбачева, судя по его речам, публикациям в годы пребывания инициатора “перестройки” в Кремле и его лекциям, воспоминаниям, написанным в момент и после ухода от власти, пережили впечатляющую метаморфозу.

Последний Генсек ЦК КПСС отрекся от “тоталитарной” советской системы и пришел к пониманию социалистических ценностей в духе современной социал-демократии. Но что привело его к идее “нового политического мышления”? М. Горбачев объяснял ее так: “Основной исходный принцип нового политического мышления прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей. Этот вывод носит поистине революционный характер, ибо означает коренной разрыв с традиционными представлениями о войне и мире. Ведь именно политическая функция войны всегда служила ее оправданием, ее “рациональным” смыслом. Ядерная же война – бессмысленна, иррациональна”.

Идеи нового мышления в ядерный век предлагались учеными, общественными деятелями разных стран с первых лет ядерной эпохи. Например, они прозвучали в известном манифесте, с которым выступили в 50-е годы А. Эйнштейн, Б. Рассел и Ф. Жолио-Кюри. Аналогичные идеи позже высказал А. Д. Сахаров, по его собственному признанию, испытавший влияние идей этих всемирно известных ученых, в особенности концепции “открытого мира” датского физика Нильса Бора. Обращение М. Горбачева и его советников к идеям ученых и прогрессивных общественных деятелей означало существенную эволюцию взглядов советского руководства в области внешней политики и межгосударственных отношений. Наиболее важное, радикальное изменение теоретических положений марксизма-ленинизма состояло в принятии идеи “взаимозависимости”, давно получившей широкое распространение в мировом сообществе. Объясняя новый подход к реальности “многоцветного, многомерного мира”, М. Горбачев писал: “Мы оценили не только различие интересов отдельных государств. Но увидели главное – нарастающую тенденцию к взаимозависимости государств мирового сообщества. В этом диалектика современного развития. Трудно, в известной мере как бы на ощупь, через борьбу противоположностей складывается противоречивый, многообразный в социальном и политическом отношении, но взаимосвязанный, во многом целостный мир”.

Общечеловеческие интересы выше классовых и национальных во взаимосвязанном, целостном мире в особенности потому, подчеркивал М. Горбачев, что на планете возникают и обостряются глобальные проблемы не политического порядка: “Речь идет о сбережении природы, о критическом состоянии окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, о традиционных ресурсах планеты, которые оказались не безграничны”.

Предлагая “для СССР и для всего мира” новое политическое мышление, советский лидер призывал “деидеологизировать” международные отношения: “Мы ставим вопрос так: нужно подняться выше идеологических разногласий, пусть каждый делает свой собственный выбор, с которым следует считаться. А для этого и необходимо новое политическое мышление, которое исходит из понимания всеобщей взаимозависимости и в основе которого – идея выживания цивилизации”.

Располагая к себе западную аудиторию, более того, вызывая у нее нечто вроде “приятного шока”, энергичный, в особенности по сравнению со своими предшественниками, Генсек ЦК КПСС вскоре после своего избрания на пост № 1 в кремлевской иерархии предложил не переносить, “наподобие средневековых фанатиков”, идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений (выступление перед французскими парламентариями 3 октября 1985 г.). Ему казалось необходимым разделять в международных отношениях: 1) сферу взаимоотношений капиталистической и социалистической систем (каждая из которых стремилась, в том числе и посредством идеологий, расширять свое влияние в мире); 2) сферу межгосударственных отношений, где ее участники – государства подчиняются некоторым универсальным правилам поведения.

Лозунг “деидеологизации” в годы “перестройки” вызвал критику внутри самого руководства КПСС, в частности, со стороны секретаря ЦК Е. Лигачева, отстаивавшего “классовые” позиции во внешней политике.

Каково же было реальное содержание “нового мышления”, “приоритета общечеловеческих ценностей” и “деидеологизации” международных отношений, предложенных М. Горбачевым?

Вероятно, прошло еще слишком мало времени после “перестройки”, завершившейся разрушением СССР, чтобы можно было строго научно и всесторонне оценить этот завершающий период советской истории. Тем не менее уже сейчас ясно, что курс на “перестройку”, вопреки заверениям ее инициатора в верности ленинскому учению, вел к разрыву с марксизмом-ленинизмом. И прежде всего это проявилось в “новом политическом мышлении”. К моменту избрания М. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС постулат о противоположности капитализма и социализма все чаще подвергался сомнению или вовсе отвергался интеллектуальной элитой, обслуживавшей советское руководство.

Однако, “отрекаясь от старого мира”, от старой системы ценностей и переживая при этом подлинный энтузиазм, М. Горбачев не мог освободиться от привычного для коммунистического лидера стиля мышления.

Трудно представить, как возможно “деидеологизировать” межгосударственные отношения при сохранении различных идеологий, неизбежно влияющих и определяющих внешнюю политику государств, служащих ее критерием?

Несомненно, что формула “приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми” звучала гуманно, она прославляла идеалы, действительно желанные для всех. Но какое реальное значение она имела для мира, где разные культуры и цивилизации отстаивают собственное понимание этих идеалов?

Отстаивая приоритет “общечеловеческих ценностей”, М. Горбачев как бы воспринимал либеральный взгляд на международные отношения, призывая Запад отказаться от политики силы. Вывод советских войск из Афганистана, влияние “перестройки” на демократические процессы в странах Восточной Европы доказали решительность советского лидера действовать в духе “нового политического мышления”.

Однако другие его инициативы не достигли цели. Так, в заявлении от 15 января 1986 г. инициатор “перестройки” предложил “программу”, предусматривавшую поэтапную ликвидацию ядерного оружия до конца XX столетия. Было нереально рассчитывать, что государства, обладающие ядерным оружием как главной гарантией их безопасности, откажутся от него в то время, когда в мире сохраняются глубокие противоречия и экономическое неравенство.

Излюбленной манерой общения М. Горбачева с главами государств и правительств ведущих стран Запада стали заявления о том, что руководство СССР отбросило устаревшие схемы и основывает свою политику на признании реальностей.

В беседе с премьер-министром Великобритании М. Тэтчер, состоявшейся в Москве 30 марта 1987 г. он употребил слова “реализм”, “реалистический” и т.д. 15 раз!

Но западные лидеры и без того придерживались политики “реализма”, понимая его в “классическом” выражении, в то время как “новое политическое мышление” представляло собой, скорее, нравственно- политический подход, содержащий элементы политического идеализма.

Тем не менее, следует признать, что внешнеполитические инициативы М. Горбачева вызвали оживленную реакцию в западном мире. Бывший министр обороны США Роберт Макнамара откликнулся на них книгой, в которой предложил “новое мышление” для американской внешней политики и стратегии национальной безопасности в XXI веке.

“Новое мышление” вызвало прилив энтузиазма среди советских международников. 13-14 сентября 1989 г. в Москве состоялся научный симпозиум, организованный Центром методологии международных исследований (ЦММИ) Дипломатической академии МИД СССР. Выступая на нем с докладом, руководитель ЦММИ Э. И. Скакунов так оценил концепцию нового политического мышления: “Пожалуй, впервые предложена инициатива, которая направлена не столько в сторону от нас, как бы устанавливая какие-то желательные для нас правила поведения других членов международного сообщества, сколько повернута именно к нам самим, требуя от нас позитивных действий как внутри страны, так и за ее пределами”.

Некоторые участники симпозиума высказывали мнение, что “новое политическое мышление” не является научной методологией. Советский ученый-международник Э. А. Поздняков в своем докладе не без основания заметил: “Новое политическое мышление – это форма опережающего сознания; ее принципы и нормы говорят о том, каким мир должен быть, исходя из развития нынешних тенденций, но не о том, каков он есть”.

Итоги политики “нового мышления” неоднозначны. Однако, бесспорно, что она решающим образом повлияла на современную мировую политическую структуру.