4. План у. Пенна
В 1693 г. в Лондоне был опубликован проект организации Европы с очень длинным названием: “Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств”. Его автор Уильям Пенн (1644-1718) - один из руководителей квакерского движения и основатель английской колонии в Северной Америке, впоследствии названной в его честь Пенсильванией, предпослал своему сочинению эпиграф, составленный цитатами из Библии и Цицерона: “Блаженны миротворцы” (Евангелие от Матфея, 5, 9); “Пусть оружие уступит место тоге” ( Цицерон). У. Пенн предложил свой проект в разгар очередной европейской войны 1688- 1697 гг. [26], когда, по его словам, “надо было быть не человеком, а статуей из меди или камня, чтобы оставаться бесчувственным, наблюдая кровавую трагедию” [27]. В истории политической мысли труд У. Пенна замечателен тем, что в нем впервые обосновывалось устройство Европейского парламента, который будет создан два с половиной столетия спустя в рамках Римского договора 1957 г. об образовании Европейского экономического сообщества. Интересны замечания У. Пенна о психологических причинах войны, когда “в условиях мира - таково несчастье человечества - мы слишком часто испытываем пресыщение, подобное тому, как полный желудок не переносит сладости” [28]. Квакер-пацифист, У. Пенн реалистически смотрел на историю войн, отмечая, что “агрессоры гораздо больше побуждаются честолюбием, захватническими притязаниями господствовать, чем сознанием права” [29]. Право, приобретенное завоеванием, рассматривалось им “с нравственной точки зрения сомнительным” [30]. Политический же реализм У. Пенна вынуждал его признать, что “завоевание, подтвержденное договором и заключением мира, является приемлемым правовым установлением”, хотя и “искусственным”, но обеспечивающим “надежность более важных правовых понятий” [31]. Он обратил внимание на до сих пор сталь непростую в международной теории и практике вещь: “С какого времени эти понятия должны иметь силу или как далеко назад мы можем идти, чтобы принять их или отвергнуть?” [32].
У. Пенн-христианин верил, что “из любви к миру и порядку” правители должны собраться на всеобщем Конгрессе, в Палате государств или в Парламенте и предложить послать туда 70 представителей от европейских государств сообразно “ценности территории, в которую включаются все доходы в целом, в том числе и правителей” . Получалось, что Германская империя должна была послать 12 представителей, Франция - 10, Испания - 10, Италия - 8, Англия - 6, Португалия - 3, Швеция - 4, Польша - 4, Дания - 3, Венеция - 3, семь голландских провинций - 4, тринадцать швейцарских кантонов - 2, герцогство Голштинское и Курляндское - 1. Как говорилось в проекте, “если же будут приняты также турки и московиты, было бы достойно и справедливо, если бы они послали еще по десять человек”, и “всего было бы девяносто” [33].
Автор проекта подробно расписывал порядок заседаний Палаты государств, хитрый порядок хранения документов, на каких языках должны вестись заседания (латинском или французском), даже учитывал, что “зал заседания должен быть круглым и иметь различные двери для входа и выхода с целью предупреждения обид”. Доказательно отводились возможные возражения против данного плана и, напротив, говорилось о реальных выгодах, вытекающих из него, среди коих назывались “предотвращение обильного пролития человеческой, христианской крови” и восстановление доброго имени христиан“ в глазах нехристианских народов”, избавление от военных расходов и развитие науки и образования. Любопытно, что последним называлось “еще одно очевидное преимущество”: Государи “должны были выбирать себе в жены тех, кого они любят, а не руководствоваться выгодой или низкими побуждениями, редко порождающими и сохраняющими ту доброжелательность, которая должна царить между мужем и женой” [34]. У. Пенн утверждал: “Какая ненависть, какая кровная вражда, сколько войн и опустошений в течение столетий порождалось антипатией государей и их жен” [35]. Квакер-пацифист, мягко говоря, не пренебрегал вниманием к матримониальным делам как фактору международных отношений, но он и не терял из виду фактор силы: “И если какая-либо держава, участвующая в этом верховном органе, откажется подчиниться его желаниям и требованиям или не станет дожидаться и в точности исполнять принятое им решение, если она вместо этого прибегнет к помощи оружия или станет откладывать выполнение решения за пределы установленного срока, то все другие державы, объединенные в единую силу, должны принудить ее к подчинению и соблюдению решений с возмещением ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, и с оплатой издержек тех держав, которые принудили ее подчиняться” [36].
Кстати говоря, У. Пенн считал, что “образование этой Европейской Лиги, или конфедерации”, приведет к утрате государствами их суверенитета, “и если это называется ослаблением их мощи, то только в том смысле, что большая рыба более не может пожирать малую и что любая держава равным образом защищена от несправедливости и сама не способна совершать их” [37].
Наполненный тонкими рассуждениями план У. Пенна, несмотря на критику автором сомнений по поводу реальности его осуществления, все же страдал приблизительно теми же иллюзиями, которые Жан-Жак Руссо увидит три четверти века спустя в проекте “вечного мира” аббата де Сен-Пьера.
- Теории международных отношений
- Содержание
- Глава I. Война и мир в политической философии античности, средневековья и возрождения
- Глава II. Европейская миротворческая традиция и развитие международного права в политико-правовой мысли XV-XVIII вв.
- Глава III. «классические» подходы к изучению международных отношений b XVI - XVIII вв.
- Глава IV. Международные отношения в революционном мировоззрении конца XVIII - начала XIX в.
- Глава V. Теории XIX - начала XX в.
- Глава I. «политический реализм»
- Глава II. Формирование «модернистских» направлений
- Глава III. Основные теоретические направления «модернистских» исследований
- Глава IV. Другие зарубежные теории
- Часть III. Развитие исследований международных отношений в 70-е - 80-е годы
- Глава I. От «реализма» и «модернизма» к постбихевиоризму и глобальному моделированию
- Глава II. Новейшие подходы и направления в западных исследованиях международных отношений и мировой политики
- Глава III. Советские исследования
- Введение
- Часть первая. История теорий
- Глава I. Война и мир в политической философии античности, средневековья и возрождения
- Античные истоки идей войны и мира
- 2. Христианство и средневековые представления о христианском миропорядке
- 3. Международный порядок в политической философии проторенессанса и эпохи возрождения: от утопизма данте к реализму макиавелли
- Глава II. Европейская миротворческая традиция и развитие международного права в политико-правовой мысли XV- XVIII вв.
- 1. Эразм ротгердамский, ф. Де виториа, ф. Суарес, г. Гроций
- 2. Идея универсальной международной организации э. Крюсе
- 3. Идеи д. Локка по вопросам мира и войны
- 4. План у. Пенна
- 5. Проект “вечного мира” ш-и. Де сен-пьера
- 6. План “европейского мира” и. Бентама
- 7. Рассуждение о мире и войне в. Ф. Малиновского
- 8. Идеи “вечного мира” и всемирной федерации и. Канта
- Глава III.
- 1. Теория государственного суверенитета жана бодена
- 2. Рассуждения т. Гоббса об “анархическом” состоянии международного сообщества
- 3. Концепция равновесия сил: лорд болингброк, э. Де ватгель, д. Юм
- 4. “Суждение о вечном мире” ж.- ж. Руссо
- Глава IV. Международные отношения в революционном мировоззрении конца XVIII - начала XIX вв.
- 1. Идеи “декларации независимости” соединенных штатов америки
- 2. Идеи французской революции 1789 г.
- 3. Немецкий “бумеранг” французской революции: отражение идей “прав человека” и национального суверенитета в философии фихте и гегеля
- Глава V.
- 1. Теория войны к. Фон клаузевица
- 2. Взгляды к. Маркса и ф. Энгельса на международные отношения
- 3. От географического детерминизма к концепциям геополитики (ш. Монтескьё, ф. Ратцель, X. Маккиндер, а. Мэхэн, р. Челлен, к. Хаусхофер)
- 4. Марксистская теория империализма и ее вариации (р. Гильфердинг, р. Люксембург, к. Каутский, н. Бухарин, в. Ленин)
- 5. “Теория” внешней политики в. Ленина
- 6. “Четырнадцать принципов” в. Вильсона
- Часть вторая. Становление науки международных отношений после второй мировой войны
- Глава I.
- 1. Англо-американская школа “политического реализма” и ее идейные истоки
- 2. Концепция г. Моргентау
- 3. Дипломатико-стратегический подход раймона арона
- Глава II. Формирование “модернистских” направлений
- 3. Системный подход мортона а. Каплана
- 4. Характерные особенности “модернистских” исследований в конце 50-х - 60-е годы
- 5. Применение системного подхода
- 6. Использование кибернетических схем в системном подходе
- 7. Трудности применения математических средств в политологии
- 8. Примеры применения математических средств в моделировании военных конфликтов и гонки вооружений (модель л. Ричардсона)
- 9. Игровые модели
- Глава III. Основные теоретические направления
- 1. Общая теория конфликта
- 2. Теория интеграции
- 3. Теория принятия внешнеполитических решений
- 4. Теория игр
- 5. “Дилемма заключенных”
- 6. Дилемма безопасности
- Глава IV. Другие зарубежные теории
- 1. Теоретические взгляды на международные отношения французских историков п. Ренувена и ж.-б. Дюрозеля
- 2. Системные представления о внешней политике; “предтеория” д. Розенау
- 3. Теория “накопления во всемирном масштабе” с. Амина
- 4. Теория “структурного насилия” й. Галтунга
- Часть третья.
- 2. Измерение “мощи” государств
- 3. Отражение в исследованиях глобальных проблем и новые взгляды на международные отношения
- 4. Модели мирового развития
- 5. Критический анализ международной политики г. Киссинджера с. Хоффманом
- Глава II. Новейшие подходы и направления в западных исследованиях международных отношений и мировой политики
- 1. Классификация направлений
- 2. Неореализм и неолиберализм в теории международных отношений: границы сближений и суть различий
- 3. Идея “конца истории” ф. Фукуямы
- 4. Концепция “столкновения цивилизаций” с. Хантингтона
- Глава III. Советские исследования
- 1. Марксистско-ленинский подход и основные итоги теоретического изучения международных отношений в ссср: от “холодной войны” до “перестройки” м. Горбачева
- 2. “Новое политическое мышление”
- Послесловие