logo
TMO_Novikov

2. Системные представления о внешней политике; “предтеория” д. Розенау

Подводя итоги исследовании 50-60-х годов, многие американские международники признают, что развитую теорию международных отношений создать не удалось. Вероятно, четче и категоричнее других эту точку зрения высказал профессор Джеймс Розенау из университета штата Огайо. Считая создание такой теории делом чрезвычайно сложным, Д. Розенау попытался построить, по его выражению, “предтеорию” внешней политики, в которой различные факторы были бы сведены в одну мировую систему. Можно сказать, что его “предтеория” развивала системный подход, устанавливая связи между внешней политикой государства и системой международных отношений, тогда как широко известный подход М. Каплана, по существу оставлял в стороне анализ внутренних источников и факторов международной политики.

Д. Розенау предположил существование пяти групп факторов или пяти переменных, каждая из которых имеет свое измерение в виде такой схемы:

Таблица 4.

1. Политическая личность (ее индивидуальные черты, предшествующий опыт).

2. Место, ею занимаемое (т.е. функциональная роль политической личности во внешней политике независимо от ее индивидуальных качеств.

3. Правительственные факторы (структура правительства, расширяющая или сужающая выбор политического поведения во внешней политике).

4. Общественные факторы (вся сумма внутренних общественных переменных, таких, как уровень промышленного развития, мораль, культура и т.д.).

5. Отношения между государствами и международные факторы воздействия на внешнюю политику (география, размеры государств, идеология и т.д.).

Мировая система

Итак, на первом уровне важны образование, личные характеристики, круг контактов, физическое и психическое здоровье, физические характеристики личности. На втором уровне - объяснение действий личности не сводится только к ее индивидуальности. Такая личность является объектом давления на нее с различных сторон. Поэтому ее действия необходимо объяснять, исходя из той роли, которую она играет в обществе и политической системе.

На третьем уровне важное значение имеет структура правительства. Например, в авторитарном правительстве лидер может опираться на более узкую политическую базу, чем в демократической системе, подвергая репрессиям противников и применяя силу.

Четвертый уровень анализа отражает все общественные факторы влияния на внешнюю политику, материальные возможности, ценностные ориентации.

Пятый уровень - действия государств по отношению друг к другу зависят от взаимоотношений между ними, т. е. зависят от комбинации характеристик двух государств. Так, слабая страна будет по-разному взаимодействовать с соседней маленькой страной и с соседней супердержавой. Демократии могут поддерживать мир друг с другом, но разница между демократией и соседним диктаторским режимом может привести к их конфликту.

Определив пять групп факторов “по уровню их действия”, Д. Розенау подразделил их на “имеющие тенденцию к медленному и быстрому изменению”. К первым он отнес территорию, физическую географию, культуру, историческое наследие, ко вторым - ситуационные факторы (спорные вопросы, международные кризисы), личные характеристики лидеров, их талант и опыт. Кроме того, Д. Розенау различал факторы воздействия на внешнюю политику на внешние (относящиеся к международной системе) и внутренние (общество, правительство, политические личности).

Оценивая “предтеорию” Д. Розенау, можно заключить, что она не дает исчерпывающего объяснения внешнеполитического поведения государств, но попытка представить его как систему, имеющую различные внутренние и внешние источники, внесла новые элементы в теорию внешней политики государств.