logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

2.3.2. Новые приоритеты и черты внешней политики России

90-е годы XX в. закончились для России и Запада взаимным разочарованием, сентенциями о нереализованных возможностях и д5жё шумными скандалами. Впервые за десятилетие мир начал говорить о стагнации и даже отголосках «холодной войны». Расчеты, связанные с формированием равноправных партнерских отношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усиливалась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делалась на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения.

10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Среди заявленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах; оптимальное сочетание усилий по всем направлениям внешней политики, соблюдение разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мировых хозяйственных связей и др.

Главная отличительная черта российской вдешней политики в начале XXI в. — многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фактор российской политики — защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ.

Внешняя политика начала приносить экономические результаты. Вот итоги только 2002 г.: правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о ее поставках в США, Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Еще одна черта — внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии. Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.