2.3.2. Новые приоритеты и черты внешней политики России
90-е годы XX в. закончились для России и Запада взаимным разочарованием, сентенциями о нереализованных возможностях и д5жё шумными скандалами. Впервые за десятилетие мир начал говорить о стагнации и даже отголосках «холодной войны». Расчеты, связанные с формированием равноправных партнерских отношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усиливалась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делалась на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения.
10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Среди заявленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах; оптимальное сочетание усилий по всем направлениям внешней политики, соблюдение разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мировых хозяйственных связей и др.
Главная отличительная черта российской вдешней политики в начале XXI в. — многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фактор российской политики — защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ.
Внешняя политика начала приносить экономические результаты. Вот итоги только 2002 г.: правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о ее поставках в США, Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Еще одна черта — внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии. Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.
- История современной россии 1991-2003
- Содержание
- Глава 1. Россия в «эпоху Ельцина»: 1991-1999 гг. 6
- Глава 2. Россия в годы президентства в.В.Путина 50
- Глава 3. Российская культура в конце XX —начале XXI в. 79
- От автора
- Глава 1. Россия в «эпоху Ельцина»: 1991-1999 гг.
- 1.1. Обретение независимости
- 1.2. Экономическая модернизация России: переход к рыночным отношениям
- 1.2.1. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации
- 1.2.2. Политика умеренных реформ
- 1.2.3. Дефолт 1998 г. И его последствия
- 1.2.4. Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг.
- 1.3. Общественно-политические процессы
- 1.3.1. Формирование новой государственности
- 1.3.2. Конституционный кризис 1993 г.
- 1.3.3. Власть и общество в 1994-1999 гг.
- 1.3.4. Военная реформа
- 1.3.5. Судебная реформа
- 1.3.6. Кодификация законодательства
- 1.3.7. Деятельность мвд в новых условиях
- 1.3.8. Реформа образования
- 1.4. Национальный вопрос и проблемы Федерации
- 1.4.1. Национально-государственное строительство и его трудности
- 1.4.2. Проблема Чечни
- 1.5. Внешняя политика России в 1990-е гг.
- 1.5.1. Особенности и основные этапы
- 1.5.2. Дальнее зарубежье. Россия и Запад
- 1.5.3. Дальнее зарубежье. Россия и Восток
- 1.5.4. Россия и страны ближнего зарубежья
- Глава 2. Россия в годы президентства в.В.Путина
- 2.1. Общественно-политические процессы
- 2.1.1. Новый президент
- 2.1.2. Перемены в политической системе страны
- 2.1.3. Правовая реформа
- 2.1.4. Реформа мвд
- 2.1.5. Военная реформа
- 2.1.6. Система образования: реформы или модернизации?
- 2.1.7. Чеченский кризис
- 2.2. Социально-экономическое развитие России в 2000-2003 гг.
- 2.2.1. Экономический рост и продолжение реформ
- 2.2.2. Нерешенные вопросы
- 2.3. Внешняя политика России (2000-2003 гг.)
- 2.3.1. Личная дипломатия
- 2.3.2. Новые приоритеты и черты внешней политики России
- 2.3.3. Россия и сша
- 2.3.4. Россия и ес
- 2.3.5. Восточное направление внешней политики
- 2.3.6. Снг
- 2.3.7. Россия и страны Латинской Америки
- Глава 3. Российская культура в конце XX —начале XXI в.
- 3.1.1. Государство и культура
- 3.1.2. Наука
- 3.1.3. Литература
- 3.1.4. Архитектура
- 3.1.5. Живопись. Скульптура
- 3.1.6. Музыка и театр
- 3.1.7. Кинематограф
- 3.1.8. Сми и их роль в культурной сфере
- 3.1.9. Физическая культура и спорт
- 3.1.10. Меценатство
- Заключение
- Приложения Приложение 1. Государственные, политические и религиозные деятели России. Биографический словарь
- Приложение 2. Словарь терминов и сокращений
- Приложение 3. Хроника важнейших событий Внутренняя политика и государственная жизнь
- 1993 Г.
- Экономика
- Военное дело
- Национальная политика и федеративные отношения
- Религиозная жизнь
- Внешняя политика
- Культура и спорт
- Приложение 4. Сведения, характеризующие развитие России в 1991-2003 гг.