logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

2.1.7. Чеченский кризис

В течение зимне-весеннего периода 1999-2000 гг. войска Объединенной группировки продолжали теснить чеченских экстремистов к югу. Контролируемая зона постепенно расширялась. В результате крупномасштабной десантной операции была перекрыта дорога на Грузию. Горные районы Чечни оказались отрезанными и от равнинной части республики, и от Грузии.

В ноябре 1999 г. под контроль федеральных сил перешел Гудермес, второй по величине город Чечни. К 7 февраля 2000 г. была завершена операция по освобождению Грозного. В ходе этой операции войскам удалось заманить боевиков в западню. При попытке вырваться из окруженного города экстремисты понесли крупные потери. При прорыве из Грозного получил тяжелое ранение ног один из лидеров боевиков Ш. Басаев.

К началу марта 2000 г. основные группировки чеченских боевиков были разгромлены. Далее вставала трудная задача — ликвидации формирований противника, сосредоточенных в горных районах, численность которых к тому времени достигала 8 тыс. человек. Ночью 1 марта в Аргунском ущелье около села Урус-Керт, практически полностью погибла 6-я рота 104-го сводного парашютно-десантного полка, вставшая на пути вырывавшихся из окружения боевиков численностью около 2 тыс. человек. Из 90 десантников погибло 84, но боевики, чьи потери составили 400 человек, так и не смогли прорваться на этом направлении. Этот и другие эпизоды достаточно ярко свидетельствуют об ожесточенности боев в Чечне. Не менее напряженными были бои за овладение с. Комсомольское в марте 2000 г., где была заблокирована многочисленная группа экстремистов во главе с полевым командиром Р. Гелаевым.

В результате оперативно-розыскных операций сотрудниками Федеральной службы безопасности в феврале-марте 2000 г. были задержаны несколько полевых командиров и боевиков. 12 марта в населенном пункте Новогрозненское был захвачен один из самых одиозных чеченских полевых командиров С. Радуев, организатор рейда на Кизляр в 1996 г., под командованием которого в свое время находилось около 10 тыс. боевиков. Впоследствии он был приговорен к пожизненному заключению и умер в тюремной больнице г. Соликамска.

Во второй половине 2000 г. фаза фронтального войскового противостояния сменилась фазой партизанской войны. Перейдя на методы диверсионно-минной войны, боевики подрывали автобронетехнику федеральных войск, нападали на воинские колонны, обстреливали контрольно-пропускные пункты, административные учреждения и погранзаставы. Участились террористические акты против мирных жителей. Федеральная сторона в этих условиях перешла к тактике проведения целенаправленных и массовых «зачисток» населенных пунктов.

Крупномасштабные боевые действия в 1999-2000 гг. привели к значительным разрушениям, гибели части мирного населения и возникновению проблемы беженцев, большая часть которых укрылась на территории республики Ингушетия. Грозный лежал в руинах. Вынашивались даже планы перенесения республиканской столицы в Гудермес.

Военные действия сопровождались массовыми нарушениями норм^и^обычаев ведения войны, международного гуманитарного права. Права человека нарушались обеими сторонами конфликта. Проблема заключалась в том, что на уровне нормативного акта не были определены правовые основы и порядок использования военных в боевых действиях на территории Чечни. Правозащитные организации настаивали на том, что конфликт в Чечне по всем критериям соответствует определению вооруженного конфликта немеждународного характера (внутренний вооруженный конфликт). Действия государств в таких вооруженных конфликтах регламентируются нормами международного гуманитарного права — в первую очередь Женевскими конвенциями. Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям определяет, что вооруженные столкновения на территории какого-либо государства могут быть признаны вооруженным конфликтом немеждународного характера, если антиправительственные силы находятся под единым ответственным командованием, способны осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и контролировать часть территории государства. Федеральная сторона продолжала в официальных документах именовать свои действия в Чечне «контртеррористической операцией», считая конфликт внутренним делом РФ и не допуская в зону конфликта постоянно действующие наблюдательные миссии международных организаций.

В 2001-2002 гг., несмотря на все военные, политические и административные меры правительства, приносимые ими положительные результаты по урегулированию чеченской проблемы, обстановка в Чечне оставалась напряженной. В 2002 г. самыми громкими преступлениями террористов, приведшими к многочисленным жертвам, стал захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве и подрыв здания правительства Чечни в Грозном. «Антитеррористическая операция» явно затягивалась. Процесс стабилизации, наметившийся в республике, шел медленно и противоречиво.

В 2003 г. начался новый этап политического урегулирования в республике. 23 марта при высокой избирательной активности граждан прошел референдум по проекту конституции Чеченской республики и проектам законов о выборах собственного президента и парламента. Явка на референдум составила более 80% всего населения республики. Абсолютное большинство проголосовавших высказалось в пользу конституции Чечни и обоих предлагаемых законопроектов. А 5 октября успешно и, что самое важное, без происшествий прошли выборы президента республики. 82% явившихся на выборы отдали свои голоса за А. Кадырова. Никаких серьезных нарушений российские и международные наблюдатели не зафиксировали. Принятие конституции и выборы президента — важный шаг вперед на пути к нормализации обстановки в Чечне. Перед самыми выборами удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос о выплате жителям Чечни компенсаций за утерянное жилье. Была выполнена запланированная на 2003 г. федеральная целевая программы по восстановлению разрушенного хозяйства. Восстановлены тысячи индивидуальных и 12 муниципальных домов, 17 школ, 20 объектов здравоохранения. Удалось восстановить практически все городские канализационные, тепловые и водопроводные сети в Грозном. В бюджете на 2004 г. сумма федеральной целевой программы составляет 4,1 млрд. р. Почти все эти деньги пойдут на финансирование переходящих объектов, строительство которых уже было начато в 2003 г. Постепенно в республику возвращаются вынужденные переселенцы из Ингушетии.