logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

2.3.4. Россия и ес

На Западе перспективным партнером России являлся Европейский Союз, диалог с которым весьма актуален с учетом процесса европейской интеграции. Отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Европейского Сообщества.

На Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000 г. было принято решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель. Разработка концепции «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия — ЕС в мае — октябре 2001 г. в перспективе может привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов (технические стандарты и сертификация, транспорт, таможенное дело, финансовые рынки и т.д.). Россия и ЕС признают необходимость наращивания сотрудничества в области нефтяной промышленности, выступают в поддержку постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей. Разрабатывается проект строительства Северо-Европейского газопровода.

В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» заседаний Совета сотрудничества, встреч на уровне председатель правительства России — председатель комиссии ЕС. Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Евролейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики (в Санкт-Петербурге и Калининграде).

В сфере правоохранительной деятельности и правосудия обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого Европейского Союза. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план действий по борьбе с международной организованной преступностью.

Начиная с 2001 г. российское правительство интенсивно действует в направлении ускорения вступления во Всемирную торговую организацию Южного спорных вопросов на сегодняшний день уже снято, в том числе по выравниванию энерготарифов, уровню государственной поддержки сельского хозяйства. В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Однако в самой России вопрос о вступлении в ВТО остается дискуссионным. Многие представители крупного российского бизнеса считают, что поспешное вступление в ВТО может привести к непоправимым последствиям: многие профильные для страны отрасли окажутся в бедственном положении при открытии российского рынка. Со своей стороны российское правительство утверждает, что чем раньше Россия присоединится к ВТО, тем лучше, так как в 2002-2004 гг. в рамках ВТО будут разрабатываться новые правила международной торговли на следующие 10 лет, предполагающие дальнейшую либерализацию торговли. По мнению министра Г.О. Грефа, если Россия к этому времени станет участником ВТО, у нее появится возможность влиять на результаты переговоров. Эту позицию поддерживает и президент. «Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО, и это решение будет реализовано», — заявил В. В. Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве в конце октября 2001 г. Но вступать в ВТО Россия намерена только на стандартных для всех членов организации условиях, а дополнительные требования рассматривает как попытки своей дискриминации. В 2003 г. переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации ускорился. Россия и Евросоюз уверены, что присоединение России к ВТО может состояться к концу 2004 г.

Трудным оказался диалог России с ЕС по Калининградской области, под знаком этого диалога прошел 2002 год. Россия настаивала на безвизовом железнодорожном транзите между Калининградом и остальной Россией. Проблема Калининградской области была практически решена на саммите Россия — ЕС в Брюсселе. В соглашении, подписанном Россией и Европейским Союзом, предусматривалось введение упрощенного транзитного документа (УТД) в двух формах. Первая — многократного действия и сроком на несколько лет — выдается консульствами Литвы в РФ и снабжена фотографией. Вторая называется «упрощенным проездным документом на железной дороге» (У11Д-ЖД). Она выдается литовскими пограничниками пассажирам поезда по предъявлению российского общегражданского или загранпаспорта на границе и действительна только для разовых поездок туда и обратно. Участники саммита договорились и о том, что оудет установлен безвизовый режим для временных въездов граждан РФ на территорию государств — членовЕС и соответственно граждан ЕС на территорию РФ.

Климат отношений России с Евросоюзом удалось улучшить, однако Запад продолжал мыслить двойными стандартами в оценке чеченского терроризма. Россия так и не сумела объяснить общественному мнению Запада причины военной операции в Чечне, настроив против себя общественное мнение немалой части Европы. Весьма сдержанно выраженная солидарность после трагедии «Норд-Оста» в Москве не переломила ситуацию. Тут же последовал скандал с А. Закаевым: Дания не решилась признать этого эмиссара Масхадова террористом и выдать России. В 2003 г., после долгого судебного разбирательства, так же поступила и Великобритания.