logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

1.2.1. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации

После августовских событий 1991 г. и развала СССР освобождение от центральных союзных властей позволило независимой России быстрее и энергичнее встать на путь широких социально-экономических преобразований. Правительство России начало форсированный переход к рынку. Авторами программы либеральных экономических преобразований были члены нового правительства Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, А. Н. Шохин. Они видели выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» — нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые смогут выжить, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды и на финансовую помощь Запада. Началась экономическая реформа с либерализации цен (отказа от административного регулирования цен), установления высокого уровня налогообложения, урезывания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране дорогу в международные экономические и финансовые организации.

С 1 января 1992 г. цены на большинство товаров и продуктов были отпущены. Их рост превзошел все ожидания: в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевали компенсировать снижение покупательной способности населения. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказалось за чертой бедности.

Вместе с тем либерализация цен привела к быстрому наполнению потребительского рынка товарами, в одночасье решив проблему товарного дефицита. Оказавшееся в новых условиях население начало приспосабливаться к росту цен. Очень важно было преодолеть психологический барьер неопределенности и бездеятельности. Многие люди стали надеяться на свои силы, постепенно осознавая, что государство уже не будет заботиться о них, как раньше.

29 января 1992 г. вступил в действие указ президента «О свободе торговли», предоставивший право российским гражданам заняться предпринимательством в сфере торговли. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. При этом рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема промышленного производства и престижа производительного труда.

Но освобождение цен, временно укрепившее финансовую систему, не остановило падение производства. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. Падение промышленного производства за 1992 г. составило 20-25%. Под угрозой банкротства оказались целые отрасли. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало соответственно рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращению поголовья скота, к падению производства мяса и молока. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию деятельности всего агропромышленного комплекса. В 1993 г., как и в предыдущем, падение производства продолжилось, составив примерно 20%. Российский рынок заполнялся импортными товарами, а народное хозяйство все в большей степени приобретало топливно-сырьевой характер. В особо критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. Сотни тысяч высококлассных специалистов были вынуждены уйти в другие отрасли хозяйства, прежде всего в торговлю. Не оправдались расчеты правительства на значительную финансовую поддержку Запада. Вместо обещанных 24 млрд долл. Россия получила всего 12,5 млрд в форме кредитов на закупку продовольствия у тех же западных стран.

Либерализовав цены, правительство приступило к приватизации государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Б. Чубайсом, 1 июня 1992 г. занявшим пост заместителя председателя правительства. На первом, «ваучерном» этапе (1992-1994 гг.), всем гражданам России передавались приватизационные чеки (ваучеры), которые давали право на приобретение акций предприятий, а государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества. Чеки стоимостью в 10 тыс р. (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн 400 млрд р.) получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 г. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиций в производство. Однако вследствие инфляции ваучеры быстро обесценились. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, непосредственно осуществлявшими приватизацию, представителями бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры, финансовыми пирамидами. Приватизация принимала все более криминальный характер.