logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

3.1.8. Сми и их роль в культурной сфере

Десять лет отсутствия цензуры и неограниченного права каждого гражданина, организации или партии выпускать собственное средство массовой информации неузнаваемо изменили рынок СМИ. Возникли принципиально новые взаимоотношения прессы и общества, прессы и власти. Заметно изменилось в последнее десятилетие телевидение. Появились новые независимые от государства каналы. Помимо информационно-просветительской функций телевидение, как, впрочем, и другие средства массовой информации, все чаще стало исполнять идеологическую роль, не свойственную СМИ в демократическом обществе, втягивалось в политическую борьбу, пытаясь формировать общественное мнение (А.Г. Невзоров, С.Л. Доренко, Е.А. Киселев и др.) На экранах телевизоров появился черный пиар. Это влекло за собой снижение доверия к телевидению как источнику информации.

К концу 90-х годов острая социально-политическая проблематика перестала вызывать былой интерес. Зрители отдавали предпочтение программам, в которых освещались вопросы частной, семейной, личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в телепублицистике уступали место проблемам человеческих взаимоотношений. Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности: «Моя семья», «Пока все дома». У российского зрителя, уставшего от обилия зарубежных телесериалов, боевиков и фильмов ужасов, появилась возможность смотреть качественную и более близкую по содержанию отечественную продукцию (телесериалы «Петербургские тайны», «Гражданин начальник», «Дальнобойщики» и пр.).

В начале XXI в. на российском телевидении начал весьма активно осваиваться высокорейтинговый жанр reality show —реального телевидения. Главная идея этого формата проста: некоторое количество добровольцев из числа обычных людей, желающих испытать себя в необычных ситуациях, помещают в изолированную среду (остров, квартира, кафе, домик в деревне и т.д.) и придумывают правила этого шоу и условия выбывания из него. В результате определяется победитель, которому достается главный приз. Reality show — это шоу, в котором реальные люди действуют в реальных обстоятельствах. Причем в их реальную жизнь никто не имеет права вмешиваться. Отношения участников развиваются на глазах у телезрителей, и никто не может их предсказать. Родоначальницей reality show и мировым лидером по производству этого формата считается шведская компания «Strix Television». Права на производство различных реалити шоу у «Strix Television» закупили 27 стран мира, в том числе и Россия. Проекты реального телевидения захлестнули самые популярные и самые влиятельные российские телеканалы. Отечественным первопроходцем этого жанра стал «Последний герой», затем зрители стали свидетелями проекта сомнительной ценности «Застеколья», «Последнего бифштекса». РТР предложило популярный во всем мире проект «Стань звездой!», а канал СТС обратился к романтической версии реалити шоу, названной «Гарем».

Радикально изменилось положение радио. Сейчас большинство слушателей включают радио не для того, чтобы получить информацию, а из стремления послушать музыку, которая и стала основной «темой» радиостанций, оттеснив радиоспектакли и радиожурналы. На сегодняшний день в России насчитывается более 20 радиостанций: «Европа +», «Маяк», «Русское радио», «Балтика», «Эхо Москвы» и др. Все они в той или иной степени формируют «массового человека», его вкусы и взгляды. С середины 90-х годов вместе с компьютеризацией России и собственным ее развитием все более мощным средством массовой информации становится Интернет.