logo
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

2.1.1. Новый президент

26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны претендовали 11 российских политиков, но убедительную победу уже в первом туре одержал исполняющий обязанности президента В.В.Путин.

Время Путина не стало прямым продолжением «эпохи Ельцина». Обеспечив преемственность в плане демократического выбора, новый глава государства в то же время начал реализовывать самостоятельную политику, все заметнее обозначая разрыв с наследием предшественника, с тем порядком, при котором пышным цветом расцвели сомнительные финансовые комбинации, породившие российских олигархов, в число которых входили и люди из ближайшего окружения Б.Н.Ельцина. Еще находясь на посту председателя правительства, В.В.Путин сумел консолидировать, казалось бы, безнадежно расколотое атомизированное российское общество, начав решительную борьбу с боевиками, напавшими на Дагестан. Эта роль гаранта стабильности и антикризисного руководителя обеспечила В. В. Путину высокий уровень доверия. Став президентом, он предпринял активные действия по разрешению накопившихся за предыдущие годы проблем. В период своего политического самоутверждения в 2000 г. он добился прорыва сразу на нескольких направлениях: осуществил перераспределение полномочий от могущественного Совета Федерации в пользу сугубо совещательного Госсовета, инициировал реформу федеральных округов, нацеленную на восстановление контроля за главами регионов, начал реализацию пакета реформ в рамках программы, подготовленной Центром стратегических разработок.

В условиях, когда общество было социально и идеологически расколото, в качестве основы государственной политики В.В. Путиным был избран принцип «тоциального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества. Поддержавшие на выборах В.В. Путина избиратели были неоднородны. Среди них — и сторонники сильного и социальноориентированного государства, и те, кто рассчитывал на продолжение и углубление либеральных реформ. Такая противоречивость неизбежно заставляла президента искать компромисс. Он не мог, с одной стороны, отказаться от социальных обязательств перед гражданами, а с другой — от постулатов либеральной идеологии. Общественным компромиссом выглядела проведенная реформа государственных символов. В XXI век Россия вошла с эклектичным набором государственной символики: к двухглавому орлу герба и триколору добавился несколько переработанный бывший гимн СССР на мелодию А. В. Александрова. Несмотря на споры и разные мнения это не раскололо общество. Опросы свидетельствовали, что утверждение Федеральным Собранием этой триады символов одобрили 73% россиян. Приняв символы, относящиеся к разным периодам отечественной истории, страна восстанавливала историческую память.

Не причисляя себя к какой-либо партии и находясь не по лозунгам, а по практике «правее» «центра», прагматичный политик В. В. Путин (в отличие от Б. Н. Ельцина) демонстрировал готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая и оппозиционные. Этот принцип «равноудаленности» он применял и в своих отношениях с представителями различных конфессий, не отдавая явного предпочтения ни одной из них.

Выступая за свободу средств массовой информации, В.В. Путин в то же время считал, что эта свобода оказалась под угрозой из-за возможности «так называемых олигархов покупать журналистов и диктовать им свою волю, причем в своих групповых интересах, и защищать этот путь олигархического развития России, который навязывался стране на протяжении последнего десятилетия». В ответ на развязанную против себя пиар-кампанию некоторыми СМИ, Путин нейтрализовал влияние на власть тех олигархов (В. А. Гусинский, Б.А.Березовский), которые эти СМИ финансировали и контролировали. Эти события (особенно смена руководства телеканала НТВ) породили как в стране, так и за рубежом беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России. Но действия по выведению за рамки «информационного пространства» ряда непопулярных в обществе деятелей не сказались на доверии российских граждан к В. В. Путину. Поддержка президента в обществе продолжала оставаться высокой (на уровне 65-70%). В последующие годы, по крайней мере дважды, возникала ситуация, ставящая под угрозу эту поддержку.

Летом 2001 г. во время учений в Баренцовом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Президент, находясь на отдыхе в Крыму, первоначально дистанцировался от разрешения ситуации и формально передоверил спасение моряков военно-морскому руководству страны. Однако, почувствовав неприятие своей позиции общественным мнением, он совершил оправданные и в политическом, и в человеческом плане шаги. Встретившись с семьями погибших моряков в поселке Видяево, он дал ко многому обязывающее обещание восстановить мощь российской армии и флота. Он также пообещал поднять со дна моря затонувшую лодку и выяснить истинные причины трагедии. Эти действия президента сорвали попытки некоторых СМИ воспользоваться ситуацией и дискредитировать власть, напротив, трагедия консолидировала российское общество (по крайней мере, на короткое время), а действия президента получили моральную поддержку общества.

Существовавшая в российском обществе условная стабильность вновь оказалась под угрозой осенью 2002 г. в связи с драмой «Норд-Оста», когда большая группа вооруженных чеченских боевиков во главе с М. Бараевым захватила в заложники всех, кто находился во время представления в здании московского Театрального центра на Дубровке. Ситуация была такова, что любые решения — капитуляция и принятие условий террористов, либо штурм с огромными человеческими потерями — подрывали доверие к власти и усиливали оппозиционные тенденции. И лишь задействование спецсредств позволило нейтрализовать и уничтожить террористов, избежав тем самым самого страшного — гибели всех заложников. Решительные действия российских властей, несмотря на гибель части заложников, были восприняты в обществе и за рубежом как единственно правильные.

В обществе, психологически уставшем от перманентных «локальных» кризисов, скандалов и от невыполняемых властью обещаний, имидж В. В. Путина как политика, обеспечивающего стабильность и взаимодействие всех уровней власти, оказался весьма востребован. Большинству граждан страны импонировала активность президента, ясность его намерений и действий по всем направлениям внешней и внутренней политики, отсутствие стремления обрести максимальную популярность с помощью пиара. Свою открытость и информированность о положении дел в стране В.В.Путин демонстрировал во время ставшего уже традицией общения с гражданами России в прямом эфире. Несмотря на отсутствие достаточно сплоченной собственной команды (окружение президента политологи условно делят на две конкурирующие группы — «питерских силовиков» и «питерских либералов»), президент придерживался курса на кадровую стабильность. Из 29 членов сформированного в марте 2000 г. правительства 23 входили в состав прежнего кабинета. За три года перемены коснулись лишь силового блока: весной 2001 г. были назначены новые министры обороны и внутренних дел. В то же время, воспользовавшись конституционным правом председательствовать на заседаниях правительства, президент взял под жесткий контроль его деятельность.