1. Современное состояние и проблемы развития транспортного комплекса России.
В структуре грузооборота первое место принадлежит ж/д, затем трубопроводы. Они осуществляют перевозку массовых грузов: топливо, строительные материалы, лес, зерно, металлы. В пассажирообороте первое место занимает ж/д транспорт из-за громадных расстояний, недостаточного развития автотранспорта и дороговизны авиатранспорта.
Железнодорожный транспорт. Первая ж/д была запущена в 1837 году (царскосельская ж/д). Далее, во второй половине 19 века железнодорожный транспорт в Росси активно развивался в горнодобывающих районах для перевозки грузов и в соответствии с военными интересами страны. С отменой крепостного права ж/д стали развиваться по направлению к с/х районам (Украина, Поволжье, Кавказ). Затем ориентир был на лес, следовательно, дороги пошли на север. Затем ориентация пошла на сырье и дороги строили на Урал, Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию. Стояла проблема Дальнего Востока, стали стоить трансиб (начало 20 века). Строили 10 летЭта дорога дала возможность сократить в два раза время прохождения груза, низкие политические риски (так как 90% дороги проложено по РФ), минимальное число перевалок груза.
Протяженность ж/д в РФ - 86 тыс. км. (2 место в мире после США). По протяженности электрифицированных дорог (43 тыс. км.) Россия занимает первое место в мире.
В центральной Росси преобладает радиальное простирание дорог с центром в Москве, на востоке - широтное.
«+» ж/д: большая пропускная способность, регулярность (не зависимость от погоды), низкая себестоимость, достаточно высокая скорость.
« - «: капиталоемкость.
Грузооборот: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, руда, лесные грузы, зерно, цемент, продукцию химической промышленности. По объемам ж/д перевозок в РФ первое место занимает Сибирский регион (300 млн.т), Центральный (200).
Влияние ж/д на экологию: выбросы продуктов сгорания, перевозка опасных грузов, большие ресурсные затраты на рельсы и шпалы. Надо переходить на электрифицированные дороги.
Морской транспорт. Протяженность морских границ РФ - 40 тыс. км. Морской транспорт обеспечивает 60% внешнего торгового оборота России, он является самым дешевым. В России основная морская связь осуществляется с Японией и Америкой.
«+» - низкая себестоимость перевозок и небольшие расходы энергии, мобильность, большая грузоподъемность морских судов, неограниченная пропускная способность морских путей, незаменимость для межконтинентального взаимодействия.
«-« - зависимость от погодных и физико-географических условий (замерзание портов), необходимость строительства сложного дорогостоящего портового оборудования, небольшая скорость перевозок, удаленность от ресурсов.
Объемы перевозок - 525 млн.т (2007 год). Из них 192 млн. – сухогрузы
Основные порты: Дальневосточный бассейн - Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Находка, Ванино; Южный бассейн - Новороссийск, Сочи, Туапсе, Ейск, Астрахань; Северо-западный бассейн - СПБ, Приморск, Усть-Луга, Калининград, Мурманск, Архангельск.
Проблемы: старые суда, а следовательно и снижение объемов перевозок снижение кол-ва плаваний под флагом РФ (всего 3% под флагом России), малое использование морского транспорта в торговле с Европой, нехватка торговых комплексов на Черном и балтийском морях.
Сейчас наблюдаются положительные тенденции в развитии морского транспорта в России: создан реестр, интенсивно обновляется флот.
Речной транспорт. Россия богата реками, большая часть из них судоходна. Основная роль в перевозках приходится на:
Волжско-Камский бассейн. Он охватывает наиболее экономически развитые и населенные районы страны. Порты: Москва, Нижний Новгород, Самара.
Западносибирский включает р. Обь и ее притоки. Порты: Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут.
Северо-Западный (Северная Двина), Архангельск.
Для Якутии большое значение имеет река Лена.
Речные перевозки сезонны, большая часть рек страны замерзает. В Сибири 200 - 240 дней в году - ледостав. Дешевый транспорт, но низкая скорость. Используется в основном для перевозки строительных материалов (песок, гравий) и леса. Внутренние судоходные пути РФ более 80 тыс. км. Доля в грузообороте - 4%.
Проблемы:
Спрос на речные суда высок, но имеет место избыток тоннажа, что не стимулирует модернизацию судов.
Первое место в перевозках занимают контейнеровозы, но контейнеров не хватает. В РФ считается, что это затратно и нецелесообразно, так как в один конец он идет полный, а в другой - пустой.
На рынке сложилась сильная конкуренция река - море.
Дефицит флота с малой осадкой.
Устаревшее оборудование на каналах.
Трубопроводный транспорт. К трубопроводному транспорту относятся нефте, газопроводы. Протяженность труб 226 тыс. км. Из них 163 - газопроводы, 63 - нефтепроводы. В общем объеме поставок трубопроводного транспорта доля газа 55%, нефти 40,7%, нефтепродуктов 4,3%. Трубы идут от места добычи к месту переработки, а затем к потребителю.
«+» - низкая себестоимость транспортировки, сохранение качества, низкая материалоемкость, низкое негативное воздействие на окружающую среду.
«-« - узкая специализация.
Крупные нефтепроводы России:
Дружба - идет от Альметьевска через Самару, Брянск, Мозырь. Затем разделяется на две ветви. Одна идет по Белоруссии, Польша, Германия, Латвия, Литва. Другая - Украина, Чехия, Словакия, Венгрия. В систему входит 8900 трубопроводов.
Балтийская трубопроводная система. Она связывает месторождения Тимано-Печорского, Западносибирского, Урало-Поволжского районов с Приморском.
Восточный нефтепровод. Восточная Сибирь - Тихий океан. Должен соединить месторождения Западной и восточной Сибири с портами Приморского края.
Баку - Новороссийск
Грозный - Туапсе.
Газопроводы России:
Северный поток - идет в Германию. Выборг, Финский залив, Балтийское море, Германия. Протяженность 1200 км.
Голубой поток. Идет в Турцию, проложен по дну Черного моря из г. Изобильный, протяженность 1213 км. Договор на поставку газа с Турцией был заключен по принципу «take or pay», то есть Турция должна в любом случае оплатить договорной объем газа, даже если такой объем не был выбран. Это не работает.
Алтай. От Западной Сибири в Китай, соединяется с китайским газопроводом и идет в Шанхай.
Южный поток. Идет в Италию по дну Черного моря. Из Новороссийска в Болгарский порт Варну, затем пойдет две ветви через Балканский полуостров в Италию и Австрию. (проект).
Все магистральные трубопроводы из-за длительного срока эксплуатации изношены, все объекты вводились в действие в 60 - 70х гг. Сейчас производится комплекс мероприятий по модернизации и ремонту различных объектов и оборудования. Государство увеличивает вложения в эту сферу.
Так как трубопроводы проходят по территориям других стран, каждая страна пытается диктовать свои условия, в итоге страдает экономика и обычные граждане.
Воздушный транспорт. Всего 3% населения России пользуются внутренними авиалиниями, причем 30% из них летают из Москвы в СПб и обратно. В стране снижается число аэропортов. Имеется всего 70 международных аэродромов.
Крупнейшие аэропорты: Домодедово (20 млн. чел), Шереметьево, Пулково (СПб), Внуково, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи(Адлер).
Самолеты закупаем за рубежом (Боинг). Российские самолеты: Як-40, Ту-154. Но они не могут летать за границу, так как старые, не экологичные.
Проблемы:
У российских самолетов большой расход топлива
Дорогое топливо
Плохие двигатели
Старые
Автотранспорт. Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центром в крупных городах и промышленных узлах. Главные трассы идут вдоль ж/д.
Объемы грузоперевозок на автотранспорте составляют 30 млн. т.
- 1.История возникновения и развития географических наук.
- 2. Природные и техногенные территориальные комплексы. Их коренные отличия.
- 3. Основные законы пространственно-временной организации геосистем локального уровня. Морфология ландшафтов.
- 1.История географических открытий и идей, роль выдающихся ученых в развитии географической науки.
- 2. Тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах
- 3. Этногеография России: современные конфессиональные и лингвистические особенности.
- 2. Зональные типы биомов суши
- 1.Биомы жаркого пояса.
- 3.Эволюционное развитие географической оболочки и природных сфер.
- 1. Строение географической оболочки и ее составляющих.
- 2.Биотические царства суши
- 1.Голарктическое
- 1. Факторы пространственной физико-географической дифференциации материков.
- 2. Экологические проблемы освоения ландшафтов материков и природы океанов.
- 3.Типы и виды географических карт. Математические и изобразительные свойства карт различных масштабов и тематики.
- 1. Общие законы круговорота вещества и потоков энергии в географической оболочке
- 2. Проблемы хозяйственного освоения Мирового океана.
- 3.Этнический, расовый и конфессиональный состав населения мира.
- Азональные географические закономерности
- 2.Понятие о Биоценозе, Экосистеме, Биогеоценозе.
- 3.Урбанизация, проблемы урбанизации в современном мире
- 1. Географическая зональность
- 2.Региональные геоэколгические проблемы России.
- 3.Страноведение как комплексная общественно-географическая дисциплина.
- 1. Понятие о геосистемах и природно-территориальных комплексах, их структура, функционирование и динамика.
- 2.Исторические, экологические и географические факторы биологического разнообразия.
- 3. Демографические тенденции развития населения Земли. Особенности воспроизводства населения в регионах мира.
- 1. Учение о биосфере и функции живого вещества.
- 2.Теоретические основы пространственного планирования.
- 3.Этнический и конфессиональный состав населения рф. Этнические аспекты федерализма в рф.
- 6.Эскимосо-Алеутская семья
- 1.Экологический кризис и его проявления на различных иерархических уровнях организации географической оболочки.
- 2.География природных ресурсов мира. Природно-ресурсный потенциал (прп)
- 1. Методологические основы географии и процесс географического познания.
- 1/Эмпирические
- 2. Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду (овос). Государственная экологическая экспертиза, ее статус, уровни; методы проведения экспертиз.
- 1.Оценка природных условий и ресурсов России.
- 2. Представление о геополитической структуре мира, геополитическое положение и территориально-политическая структура крупнейших стран мира
- 3. Региональные аспекты инвестиционных процессов в России.
- 1. Глобальные экологические проблемы.
- 2.Структура промышленности рф и особенности ее территориальной организации.
- 3.Типология стран мира на основе совокупности подходов и признаков.
- 1. Классификация методов географических исследований. Сравнительный географический метод.
- По Максаковскому:
- 3. Картографический метод – вторая панацея географии
- 2. Этапы формирования современной политической карты мира.
- 3. Географические информационные системы, их сущность, типы, принципы использования.
- 1. Механическое движение населения. Основные направления миграционных процессов в мире.
- 2. Современные особенности социально-экономического и политического развития в регионах мира.
- 4. Латинская Америка
- 5.Северная Америка
- 6. Австралия и Океания
- 3. Геополитическое и геоэкономическое положение России
- 1. Территориальные различия в индексе развития человеческого потенциала и уровне жизни регионов России.
- 2.Современные особенности административно-территориального устройства России.
- 3.Политическая карта мира:общественно-географическое содержание,современные тенденции.
- 18 Билет
- 1.География разделения труда и его формы. Современные процессы в разделение труда.
- 2. Отраслевые и территориальные особенности организации промышленности в России
- 2. Металлургия
- 2) Центральная
- 3) Сибирская
- Машиностроение
- 3. Экономико-географические особенности крупнейших агломераций и урбанизированных зон мира.
- 19 Билет
- 1. Современное состояние и проблемы развития транспортного комплекса России.
- 2. Опыт проведения региональной политики в странах ес и сша.
- Региональная политика в сша
- Региональная политика стран-членов ес
- 1. Основы этногеографии. Этнос как географический феномен. Этнические ареалы, границы, контактные зоны.
- 2.Особенности отраслевой и территориальной организации промышленности мира
- 3.Современное состояние и проблемы развития экономики сша. Отраслевая и территориальная структура.
- Сельской хозяйство сша
- Промышленность сша
- 1.Процессы трансационализации, интернационализации и глобализации в мировом хоз-ве.
- 2.Содружество независимых государств. Политические и социально-экономические проблемы развития.
- 3. Географические различия в условиях, уровне и образе жизни населения мира, индекс развития человеческого потенциала стран мира.
- I. С высоким ирчп 0.8-1
- II. Страны со средним ирчп 0.5-0.8
- III. Страны с низким ирчп 0.2-0.5
- 1.Крупнейшие интеграциооные группировки мира. Дать оценку соц-эконом состояния ес, нафта, асеан, меркосур.
- 2.Тенденции изменения отраслевой структуры мирового хозяйства под влиянием научно-технического прогресса.
- 3. Особые экономические зоны и их роль в развитии мирового хозяйства.
- Цели создания с точки зрения государства:
- Цели создания с точки зрения инвесторов:
- Оэз классифицируют по функциям:
- По степени интеграции в экономику:
- По системам льгот:
- 2. Проблемы социально-экономического районирования России.
- 3. География современных инвестиционных потоков в мире. Ключевые регионы
- 24 Билет
- 1.Теория общественно-географической науки (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы).
- 2.Современные особенности и проблемы развития транспортного комплекса.
- 3.Современные проблемы урбанизации в различных регионах и странах мира