2.2. Основные виды мировых цен
Мировой рынок представлен различными ценами. В качестве отправной точки для проведения переговоров о цене контрагенты торговой сделки используют базисные цены.
Базисная цена – это цена на товар или услуги, публикуемая в различных справочниках и прейскурантах; ее основой являются справочные и прейскурантные цены.
Информация о мировых ценах публикуется:
в национальных общеэкономических и промышленных статистических изданиях;
в статистическом бюллетене ООН;
в специальных изданиях, в которых помещается наиболее подробная информация.
Справочные и прейскурантные цены отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров (тех, которые реализуются вне биржи). Они применяются на рынках нефти, нефтепродуктов, химических товаров, черных металлов и др.
Справочными ценами считают цены на товары, публикуемые в различных изданиях объединенными производителями, информационными агентствами и бюро, консультационными или брокерскими фирмами.
Прейскурантные цены – цены каталогов и проспектов, представляющих собой специально разработанные и высылаемые определенному кругу лиц или публикуемые производителями в различных изданиях. Это цены на товары массового и серийного производства.
Прейскурантные цены служат не только ориентиром для определения цен при сделках, но и являются ценообразующей основой отдельных компонентов изделий, запчастей, услуг обслуживания и т. д.
Таким образом, справочные и прейскурантные цены выступают для продавцов и покупателей в качестве исходного пункта при определении контрактной цены.
Контрактная цена – это цена, которая фиксируется в документе о сделке и существенно может отличаться от справочной цены (на 20–30 и более процентов за счет открытых и скрытых скидок на объем сделки, качество, фрахт, предоставление льготных кредитов и т. д.). Справочные цены могут применяться лишь после того, как в них внесены необходимые поправки на все льготы и скидки; контрактные же цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при определенных условиях поставки и платежа. Как правило, контрактные цены составляют коммерческую тайну.
Контрактная цена может быть:
твердой – зафиксированна на определенном уровне в момент подписания контракта;
ценой с последующей фиксацией – осуществляется в согласованные странами в контракте сроки и на основании определенных источников;
скользящей – изменяется в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной странами формулой скольжения цены.
Контрактная цена не может подвергаться изменениям. Единственной причиной, которая может отклонить цены фактических сделок от рыночных, является их «старение» (от времени заключения сделки и того времени, когда получена информация о ценах).
В зависимости от условий контракта на поставку товара мировые цены выступают в следующих основных видах:
1. Экспортные цены ФАС или ФОБ – фирма-экспортер продает товар импортеру, включая в цену транспортные расходы по доставке либо к борту судна, либо на борт судна и расходы на погрузку (ФОР). Цена ФОБ или ФОР по аналогии означает погрузку в железнодорожный или автомобильный транспорт.
2. Цена КАФ – включает все расходы по фрахту до места назначения, но затраты при гибели или порчи товаров переходят на покупателя, когда товар пересечет леер в порту назначения. Она является также экспортной ценой.
3. Импортная цена СИФ – включает экспортную цену ФОБ, цену КАФ, а также производственные затраты на страховку грузов до границы стран-экспортеров или импортеров. Продавец несет все издержки по доставке товара в порт отгрузки, по фрахтованию судна, по оплате налогов, пошлин, сборов и по страхованию товаров.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках