4.3. Товарная структура мирового экспорта
Мировой рынок представляет собой достаточно огромное количество товаров и услуг. Рассмотрим торговлю и цены только на рынках промышленных изделий, продукции сырьевого комплекса, продовольствия. В экономической литературе встречаются различные подходы в делении рынков по товарным группам:
рынок базовых товаров (продукция сырьевого комплекса и продовольственных товаров);
рынок средне- и низкотехнологичных, в основном, трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов;
рынок высокотехнологичной продукции.
Но чаще всего мировой рынок делят по следующим товарным группам:
рынок сельскохозяйственной продукции;
рынок продукции добывающих отраслей;
рынок готовых изделий.
Характерная особенность мирового рынка – большая подвижность экспорта и импорта по основным товарным группам. Либерализация в торговле позволила обеспечить опережающий рост объемов международной торговли по сравнению с ростом мирового производства. Так, по данным ВТО, в 1948–2000 гг. среднегодовые темпы прироста международной торговли составили примерно 6%, а объемы мирового производства – всего 3,7%.
Показатели позволяют выявить и другую закономерность в мировой торговле: опережающий рост экспорта готовых изделий по сравнению с другими группами товаров. По данным ВТО за последнюю половину ХХ в. торговля готовыми товарами возросла более чем в 30 раз и составляет примерно 80%. При абсолютном росте экспорта продукции сырьевого комплекса и продовольствия их удельный вес в общем объеме уменьшился с 27,5 до 11,6% – на продукцию сырьевого комплекса и с 21,8 до 8,4% – на продовольствие.
Существенные изменения претерпела и географическая структура международной торговли, которая представляет собой распределение товарных потоков между отдельными странами и их группами, выделенными либо по территориальному, либо по организационному признаку (табл. 7.3). Выявлена следующая закономерность: перевес в пользу экспорта готовыми изделиями наблюдается абсолютно по всем группам стран. В развитых странах экспорт готовыми изделиями с 1980 г. по 2002 г. увеличился с 70,9 до 80,8%, в развивающихся – с 19,5 до 72,5%, в странах Центральной и Восточной Европы – с 75,0 до 80,1% и в странах СССР/СНГ – с 24,8 до 42,3%. В основном готовыми изделиями торгуют развитые страны.
Проанализировав сдвиги в товарной структуре мирового экспорта, можно сделать вывод о том, что конъюнктуру мирового рынка определяет торговля готовыми изделиями, на долю которых приходится примерно 4/5 мировой торговли. Все это в значительной степени влияет на стабильность мировых цен на основные экспортные и импортные товары.
Таким образом, товарная структура мирового рынка характеризуется опережающими темпами роста мировой торговли по сравнению с мировым производством товаров, а также существенными изменениями в структуре мирового товарного пополнения в пользу готовых изделий.
Значительные изменения произошли и в географической структуре мировой торговли. Все больше и больше в ее удельном весе занимают развивающиеся страны, включая страны с переходной экономикой. Прежде всего, к ним относятся азиатские страны, в которых наблюдаются устойчиво высокие темпы экономического роста (Китай, Индия, Тайвань, Шри-Ланка, Индонезия, Таиланд, Малайзия и др.).
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках