logo
Лекции по ценообразованию

3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены

К нетарифным методамвлияния государства на мировые цены относятся: квотирование; лицензирование; «добровольное ограничение»; государственные заказы и закупки; требования о содержании местных компонентов; стандарты; субсидии; кредитование; демпинг; различного рода помощь.

Эти методы можно разделить на три группы: количественные, скрытые, финансовые. Правительства многих стран широко используют их в торговой политике, тем самым не прямо, а косвенно влияя на ценообразование. Преимущество нетарифных методов заключается в следующем:

К количественным нетарифным методамотносится квотирование –разновидность мер по регулированию деятельности на мировом рынке, вводимых государствами и международными организациями по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Применяется в целях сбалансирования поставок и платежных балансов для достижения эластичности спроса и предложения на внутреннем рынке. Реализуется при использовании квоты.

Квота– количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара в протекционистских целях определенным количеством или суммой на оговоренный промежуток времени. По направлениям действия квоты делятся на импортные и экспортные.

Цена

Импортная квота– нетарифный количественный способ ограничения ввоза определенных товаров или услуг в страну. Чаще всего устанавливается из ценовых соображений, иногда величина квоты определяется политической ситуацией. Взаимосвязь импортной квоты и цены на товар показана на рис. 3.4.

Квота

Рис. 3.4. Взаимосвязь импортной квоты и цены на товар

Предположим, что внутреннее предложение товара в стране составляет П, а спрос С. Предложение аналогичного товара из-за рубежа неограниченно и равно ПW по мировой цене Р1. В этой ситуации внутреннее производство товара составит Р1, потребление Q4, импорт товара Qи Q. Страна решает ограничить импорт товара, введя импортную квоту в размере Q2. В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар поднимаются до P2, внутренний спрос сократится до Q3, импорт уменьшится до размера квоты Q3.

Таким образом, введение квот на прямую связано с повышением цен, сокращением спроса и стимулированием национального производства товаров.

Защищая местных производителей, государство определяет потребительскую цену на ввозимую продукцию на уровне цены более дорогого продукта отечественного производства. Импортную квоту используют почти все страны мира. Например, США накладывают квоту в 5,7 млн л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн кг на импорт сыра из Швейцарии.

Экспортные квотыстра;´ны используют в соответствии с международными стабилизационными отношениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке. Часто квоты применяются для обеспечения отечественных производителей достаточными товарными запасами по более низкой цене, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также в целях повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.

Кроме вышеназванных квот, специфическим типом квотирования является эмбарго, которое полностью запрещает торговлю. Чаще всего его используют в политических целях для давления на страны. Особенно часто применяют эмбарго США, Англия и другие развитые страны.

Эмбарго для страны имеет тяжелые экономические и социальные последствия. Вместе с тем, оно, по принципу бумеранга, отражается на стране, которая его использовала.

Важным методом вмешательства в мировое ценообразование является лицензирование– разрешение на торговые операции до совершения торговых сделок. Требование лицензирования торговли может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками и неопределенностью.

Одна из форм количественного ограничения импорта в страну – «добровольное» ограничение экспорта, которое представляет собой обязательства одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятого в рамках межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Примером «добровольного» ограничения экспорта могут служить взаимоотношения США, Японии и Европейского Союза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

Эмбарго, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта являются количественным инструментарием нетарифных методов государственного вмешательства в экономику и, так же как квоты, существенно влияют на мировые цены.